Психология и душа: почему наука не может дать определение

Слово «психология» происходит от древнегреческих корней: «психо» означает душа, а «логос» — учение или наука. Таким образом, изначально психология задумывалась как наука о душе.

Парадокс современной психологии

Однако если сегодня задать вопрос «Что такое душа?» любому психологу — от студента до академика — вы вряд ли получите чёткий и однозначный ответ. Это ставит под сомнение саму возможность научного изучения души в её классическом понимании.

Взгляд иудейской философии на душу

В философии иудаизма существует частичное определение души. Согласно этому учению, душа — это то, что определяет и обусловливает поведение человека. Она структурирована и состоит из трёх основных уровней, которые можно представить как иерархию «снизу вверх»:

1. Телесный уровень — совокупность причин, которые управляют физиологическими функциями и телесностью.

2. Эмоциональный уровень — совокупность причин, влияющих на чувства и эмоциональные реакции.

3. Рациональный уровень — то, что направляет поведение с позиции разума и логики.

Считается, что существуют ещё два, более высоких уровня — условно их можно назвать «мудростью» и «единством». Однако они находятся за пределами обычного человеческого сознания, в сфере подсознания или «надсознания», и поэтому не поддаются философскому анализу. Для их постижения требуется знание о сокрытом, то есть тайное учение, в котором и содержится полное определение души.

Сознание: первичность духа или материи?

В концепции иудейской философии сознание является первичным: именно духовное начало создаёт материальное. При этом сознание рассматривается лишь как внешнее проявление духовности. То, что осознаётся, может быть предметом философских дискуссий, но содержание подсознания или надсознания остаётся за гранью понимания, достижимого только через рассуждение.

В противоположность этому, в материалистической научной парадигме, которой придерживается большинство современных психологов, сознание считается продуктом материи, а именно — деятельности мозга. Поскольку в материальном мире, с точки зрения этой концепции, нет ничего принципиально скрытого, то и в сознании не должно быть тайн. Этот подход создаёт фундаментальную проблему: психология не может объяснить природу подсознания, его отличие от сознания и механизмы его формирования. Как следствие, наука оказывается не в состоянии дать даже частичное определение душе.

Автор:Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.

• Предыдущая статья •— Есть ли жизнь после смерти?

Если вы нашличто-то ценноев этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал "Хакнем".