Взросление с психологической точки зрения — это процесс, в основе которого лежит присвоение нового жизненного опыта.
Опыт формируется как результат реально пережитых событий и ситуаций. Ключевое условие — пережить их в действительности, а не в воображаемом мире собственных фантазий.
Роль чувств в осознании реальности
Как это происходит? Прежде всего, через признание своих чувств. Если вы способны чувствовать и принимать эти чувства, вы признаете факт собственного реального существования в этом мире.
Однако часто люди отказываются признавать свои эмоции. Они испытывают стыд или самобичевание, стремясь соответствовать некоему идеальному, «правильному» образу. В результате человек пытается быть тем, кем, как ему кажется, он должен быть, а не тем, кто он есть на самом деле.
Пример из практики: повторяющийся сценарий
... Одна моя клиентка отправилась в отпуск одна с четырьмя детьми.
На сессии она выглядела измотанной и потерянной. На вопрос о том, что она чувствует, она ответила, что, вероятно, делает что-то не так, поскольку дети капризничают, а она не справляется с наплывом их эмоций.
Я спросила, как, по ее мнению, все должно было бы происходить в идеале. Она рассказала о фантазии, в которой она — герой, безупречно решающий все проблемы. В финале этой воображаемой истории дети довольны, а муж восхищается ею и хвалит ее.
Я вспомнила, что годом ранее была похожая поездка с аналогичными трудностями. Извлекла ли она из этого опыт? Осознала ли, что с четырьмя детьми тяжело и необходима помощь или иная организация быта? Или она по-прежнему живет в фантазии о том, что обязана со всем справиться сама, и продолжает пытаться это сделать?
… Женщина не усвоила опыт, потому что не признала свои истинные чувства и потребности. Она не признала, что ей нужна помощь. Она не согласилась с тем, что ей тяжело. Она не позволила себе принять поддержку. Поэтому через год ситуация повторилась в точности.
И она будет повторяться снова и снова, пока она не начнет воспринимать свои чувства (как прямое свидетельство ее существования) как реальные и значимые.
Альтернативный путь: рефлексия и извлечение опыта
Здоровый подход иной: если мне тяжело, я анализирую, почему. Я взвалила на себя слишком много? Мне не хватает ресурсов? От меня ожидают большего, чем я могу дать?
Если я чувствую одиночество, страх или нуждаюсь в чем-то, я размышляю в том же ключе: в чем именно я нуждаюсь? Как это связано с моим текущим окружением? И как это соотносится с моим прошлым и укоренившимися моделями поведения?
Затем я извлекаю из этого опыт. Я определяю, что для меня приемлемо, а что — нет. Я решаю, как могу позаботиться о себе. Это позволяет формировать новые личные границы и пересматривать ценности. В дальнейшем, делая выбор, я опираюсь на этот приобретенный опыт. Именно так происходит психологическое взросление.
Ловушка травмы: жизнь в фантазиях
Человек с травматическим опытом, напротив, раз за разом опирается не на реальность, не на свои чувства, потребности и самопонимание, а на фантазии о том, каким он должен быть и какими должны быть другие.
Все жизненные ситуации, несущие потенциал для взросления, он проживает по-детски.
Он лишь укрепляет свои детские иллюзии о том, что ему не удалось стать желаемым идеалом (например, тем самым героем, как в случае с клиенткой). Но он верит, что если продолжать стараться, все изменится: его наконец похвалят, признают, отпустят вину, пожалеют или вознаградят.
Из-за этого он не усваивает жизненный опыт и не взрослеет психологически. Поэтому внутри он остается ребенком, даже обладая внешними атрибутами взрослости, вроде нескольких высших образований.
Этот цикл будет продолжаться до тех пор, пока он не начнет признавать и принимать свои чувства. Потому что именно чувства — это мост к реальности и путь к настоящему взрослению.
