Еврейская культура, насчитывающая почти четыре тысячелетия, обладает уникальными образовательными традициями, которые во многом отличаются от подходов других народов. Эта древняя мудрость передаётся из поколения в поколение и является предметом законной гордости.
Истоки репутации: созидание и креативность
На протяжении долгой истории еврейский народ заслужил репутацию сообщества, отличающегося умом, творческим началом и созидательной энергией. Корни этого феномена уходят в самую основу — в систему начального образования. Всё начинается с фигуры ребе, пожилого учителя, который занимается с маленькими детьми, передавая им древнее наследие.
Личность наставника: три столпа преподавания
Сложно вкратце описать всю глубину изучаемого материала, поэтому стоит сосредоточиться на личности учителя и его методике. Она зиждется на трёх ключевых принципах. Во-первых, ребе безгранично влюблён в свой предмет и искренне считает преподавание самым важным и почётным делом на свете. Во-вторых, он испытывает к ученикам отеческую любовь, но внешне проявляет строгость, не позволяя чувствам мешать дисциплине. В-третьих, его знание предмета совершенно — его можно разбудить среди ночи, и он без колебаний даст исчерпывающий ответ на любой вопрос.
Сложно сказать, встречался ли такой педагог лично мне. Однако я уверен в его существовании, ведь мой сын сам является ребе (правда, ещё молодым), а все мои сыновья учились у таких наставников.
Методика: учёба как радость и игра
В чём же заключается секрет метода? Обучение начинается очень рано. Уже к пяти годам мальчики, как правило, бегло читают. Это достигается не механической зубрёжкой, а через игру. Изучение букв превращается в увлекательное приключение, а составление слов из них сравнимо с написанием симфонии! Вопреки распространённому мнению, что дети не любят учиться, здесь это не так.
Конечно, ребе может применить наказание к нерадивому ученику, но в основе своей учебный процесс — это непрерывный источник удовольствия. Созданию позитивной атмосферы способствуют сладости, совместные трапезы по окончании каждой темы и другие поощрения. Возможно, эта картина слегка идеализирована, но лишь самую малость. Описанное — лишь начало долгого образовательного пути, продолжение которого является темой для отдельного рассказа.
Автор:Реувен Каплан, 63 года. Директор школы в Иерусалиме.
• Предыдущая статья автора •— Что для вас является дружбой?
Если вы нашличто-то ценноев этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал «Хакнем».