Интерсекциональность: как пересечение разных форм дискриминации создаёт сложную систему неравенства

В культовом фильме «Москва слезам не верит» есть показательный момент, когда персонаж Гоги (Жоры) заявляет: «А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я — мужчина». Эта фраза — яркий пример патриархального мышления, которое упрощает сложную реальность социальных отношений. Сегодня для анализа таких ситуаций существует более тонкий инструмент — интерсекциональный подход, который показывает, что власть и угнетение редко зависят только от одного фактора, например, пола.

Факт № 1 — Иерархии сложны и многомерны

Социальный мир устроен гораздо сложнее, чем бинарное противостояние «мужчины vs женщины». Хотя в патриархальной системе мужчина часто обладает преимуществом перед женщиной, это правило не абсолютно. Ключевую роль играет контекст и другие социальные статусы. Например, положение женщины-политика в России может быть значительно выше, чем положение мужчины-мигранта из Таджикистана, выполняющего низкооплачиваемую работу. Точно так же статус обеспеченного горожанина обычно «бьёт» карту человека без определённого места жительства, независимо от их пола. Неравенство — это сложный коктейль из различных факторов, а не просто гендерный вопрос.

Факт № 2 — Формы дискриминации переплетаются

Разные виды угнетения — гендерное, расовое, экономическое, возрастное — не существуют изолированно. Они пересекаются и усиливают друг друга, создавая уникальный опыт для каждого человека. Любой из нас, будь то мужчина или женщина, в определённых обстоятельствах может оказаться в уязвимой позиции, принадлежа к какому-либо меньшинству. Как отмечают исследователи Темкина и Здравомыслова, механизмы воспроизводства неравенства взаимосвязаны:

Механизмы воспроизводства неравенства — экономического, этнического, гендерного — действуют не изолированно, а взаимно обусловливают друг друга, (вос)создавая комплексную матрицу властных отношений и позиций. (с) Темкина А.А., Здравомыслова Е.А. (2017) Интерсекциональный поворот в гендерных исследованиях. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(5):15–38.

Факт № 3 — Всё зависит от контекста

Наша позиция в социальной иерархии складывается из множества «кирпичиков» идентичности: пола, возраста, состояния здоровья, уровня дохода, образования, этнической принадлежности и даже местного статуса (как в случае с кастовой системой в Индии). Поэтому чувство несправедливости, которое мы испытываем, часто является результатом действия конкретной «матрицы господства» — исторически сложившейся системы властных отношений в данном обществе. Этот термин, введённый социологом Патрицией Хилл Коллинз, помогает понять, почему в разных культурах и в разное время угнетение проявляется по-разному.

Таким образом, в любой ситуации, где возникает вопрос о власти и неравенстве, полезно применить принцип «Check Your Privilege» — проанализировать свои собственные привилегии, которые могут быть неочевидны, но дают преимущества в конкретном контексте.

В завершение стоит вспомнить мысль философа Жоржа Батая: «Человек — это тот, кто настойчиво отрицает и вытесняет факт своего естественного происхождения». Эта цитата — хороший ответ тем, кто пытается оправдать угнетение более слабых примитивным аргументом «так задумано природой». Социальное неравенство — продукт культуры и истории, а не биологии.

Лена Низеенко