Помните, в «Москва слезам не верит» Гога, он же Жора в один из моментов утверждения своего господства заявил своей леди: «А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я — мужчина». Скажу так: Гога не умел в интерсекциональность.
Факт № 1 — все непросто
Мир не прост. Хотя в патриархальном мире карта мужчины (в целом) бьет карту женщины, важно учитывать контексты. Вот простой пример:
Карта российской женщины-политика бьет карту мужчины-мигранта из Таджикистана, карта статусного горожанина бьет карту человека без места жительства. Неравенство сложно скроено и не всегда базируется лишь на разделении — мужчины-женщины.
Факт № 2 — все переплетено
Множество форм дискриминации пересекаются между собой. Каждый из нас — будь то мужчина или женщина — может оказаться частью меньшинства, которое в определенных контекстах угнетено.
Вот что об этом говорят Темкина и Здравомыслова:
Механизмы воспроизводства неравенства — экономического, этнического, гендерного — действуют не изолировано, а взаимно обусловливают друг друга, (вос)создавая комплексную матрицу властных отношений и позиций. (с) Темкина А.А., Здравомыслова Е.А. (2017) Интерсекциональный поворот в гендерных исследованиях. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(5):15–38.
Факт № 3 — все контекстуально
Неравенство формируется из массы кирпичиков нашей идентичности — из возраста, состояния здоровья, материального положения, локального статуса в конкретном обществе (так работает, к примеру, система каст в Индии).
Когда мы чувствуем неравенство, важно понимать, что оно — следствие определенного социального порядка в конкретном обществе:
Патриция Хилл Коллинз вводит в оборот термин «матрица господства» (иногда — «матрица власти»), который обозначает исторически специфичную комплексную систему властных отношений в обществе. (Collins 2000a [1990]: 299, 227-228).
Так что в любой непонятной ситуации — Check Your Privilege (чекайте свои привелегии).
Закончу цитатой Батая: «Человек — это тот, кто настойчиво отрицает и вытесняет факт своего естественного происхождения». Напомните это тем, кто попытается оправдать угнетение более слабого скудоумным убеждением «это жи па природе».
Лена Низеенко