Истина и правда: философское разграничение понятий

В чём заключается принципиальная разница между истиной и правдой? Этот вопрос лежит в основе многих философских и религиозных дискуссий.

Объективное и субъективное знание

Для ясности можно разделить всё знание на две фундаментальные категории: объективное и субъективное. Первую категорию, связанную с независимыми от наблюдателя фактами, принято называть истиной. Вторую, формируемую личным опытом и восприятием, — правдой.

Проблема объективности и органов чувств

Если мы согласимся, что истина по определению должна быть абсолютно объективной, то информация, получаемая нами через органы чувств, не может претендовать на этот статус. На это есть две ключевые причины. Во-первых, наши чувства несовершенны и способны искажать реальность. Во-вторых, и это более важно, органы чувств взаимодействуют не с самими объектами, а лишь с сигналами (раздражением) от них. У нас нет абсолютной возможности доказать, что источник этого сигнала именно таков, каким мы его воспринимаем. Вполне возможно, что наши нервы стимулируются чем-то иным, создавая лишь иллюзию знакомого объекта.

Таким образом, даже такие, казалось бы, незыблемые утверждения, как «Мы все умрём» или «Земля имеет шарообразную форму и вращается», не являются примерами абсолютной истины. Они основаны на данных, полученных и интерпретированных через наше восприятие, а значит, не могут считаться объективными в предельном смысле.

Относительная истина как правда

Если признать, что абсолютная истина для человека недостижима, то то, что мы обычно называем истиной, правильнее было бы определить как истину относительную. По отношению к гипотетической абсолютной истине (если таковая существует) наше знание следует именовать правдой. Это знание, верное в рамках нашей системы координат, опыта и возможностей познания.

Религиозный взгляд: истина как абсолют

В религиозном контексте, особенно в иудаизме, истиной называют именно то, что объективно в абсолютном смысле. Эту высшую, не зависящую ни от чего реальность называют Б-гом, Мировым Разумом или иными именами. Тогда центральными вопросами становятся: существует ли такая абсолютная истина и в чём её сущность? Поиск ответов неминуемо приводит к вечным вопросам о смысле мироздания, предназначении человека, причине создания мира. Эти темы были затронуты в моей предыдущей работе.

Автор:Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.

• Предыдущая статья автора •— Как определяют "истину" мудрецы?

Если вы нашличто-то ценноев этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал «Хакнем»