Загадка гениальности: существует ли она на самом деле?
(Отрывок из книги «Троица. Будь больше самого себя!»)
С научной точки зрения, понятие «гениальность» крайне субъективно и трудно поддаётся объективной оценке. Не существует прибора, который мог бы измерить её уровень. Гениальность — это не просто высший профессиональный навык. Великий художник — не тот, кто технически безупречно владеет кистью, а виртуозный музыкант — не тот, кто безошибочно нажимает клавиши. За этим стоит нечто большее, невыразимое словами, но именно это «нечто» и создаёт ту самую магию, которую мы называем гениальностью.
Престижные награды, будь то Нобелевская премия или «Оскар», вручаются за конкретные достижения, а не за абстрактную гениальность. Но разве она сводится лишь к результату? История знает множество примеров людей, чья гениальность осталась непризнанной. Более того, можно ли считать гением учёного, совершившего открытие по счастливой случайности, или бизнесмена, чей успех был обусловлен удачей? Усердный труд, конечно, необходим, но превращает ли он само достижение в доказательство гениальности его автора? Скорее всего, нет.
Таким образом, оценить гениальность человека, если допустить, что она существует, лишь по формальным качествам созданного им продукта — невозможно. Нужно искать что-то иное.
Суть гениальности — в особом взгляде на мир
Ярчайший пример — Леонардо да Винчи. Вряд ли кто-то считает «Мону Лизу» самой красивой картиной в мире. Многие его инженерные проекты так и не были реализованы. В чём же тогда его гений? Ответ: в новом видении. Леонардо первым создал на плоском полотне иллюзию объёмного, дышащего пространства. Он увидел и воплотил то, чего до него не замечал никто.
Пабло Пикассо — ещё один хрестоматийный гений. Его сила не в том, что он рисовал «красиво» в классическом понимании. Его гений заставлял публику содрогаться. Меняя стили — от «голубого» периода до кубизма, — он каждый раз предлагал радикально новый способ изображения реальности. Гений Пикассо — в уникальной способности видеть мир под неожиданным, часто шокирующим углом.
Разрыв между реальностью и нашим восприятием
Теоретически мы знаем, что мир и наше восприятие мира — не одно и то же. Но на практике живём в плену собственных иллюзий. Мы говорим, что «солнце встаёт», хотя на самом деле вращается Земля. Мы знаем о существовании микромира, но не осознаём его постоянно. Мы уверены, что пища переваривается «внутри» нас, хотя с биологической точки зрения желудочно-кишечный тракт — это внешняя среда, а работу выполняют симбиотические бактерии.
Нас не смущает относительность времени или искривлённость пространства — эти концепции остаются для нас абстракциями. Мы не в состоянии представить квантовые процессы, и физикам приходится объяснять их с помощью парадоксов вроде кота Шрёдингера. Даже наше собственное «я», как показывают нейронауки, — во многом конструкт, набор рефлексов и процессов, протекающих без нашего сознательного участия.
Именно поэтому миру были нужны гении — Коперник, Ньютон, Эйнштейн, Дарвин. Они сумели разглядеть ту реальность, которая была скрыта от глаз большинства за пеленой привычных представлений. Большинство из нас воспринимает мир через культурные шаблоны, и лишь единицы способны на оригинальный, незамутнённый взгляд.
Как им это удаётся? Дело не в остроте физического зрения, а в «внутреннем взоре» — особенностях работы мозга. Мозг — это инструмент для построения карт реальности. И поскольку у каждого из нас свой уникальный мозг, то и карты получаются разными.
Мозг как настраиваемый инструмент
Существует миф, что мир делится на гениев с «особенными» мозгами и всех остальных. Но так ли это? Наш мозг — это инструмент, который нуждается в правильной настройке. Даже скрипка Страдивари будет фальшивить, если её неправильно настроить.
Любопытное доказательство этому — эксперименты с шимпанзе. Приматолог Крис Мартин устроил соревнование между людьми и обезьянами в игре, где нужно предугадывать ходы противника. Результат ошеломил: шимпанзе consistently обыгрывали людей! Их мозг, менее развитый с точки зрения «железа», оказался эффективнее в этой конкретной задаче благодаря иному «программному обеспечению» — иному способу обработки информации и построения карт реальности.
Это яркий пример того, что дело не в мощности процессора, а в алгоритмах. Мозг шимпанзе улавливал в поведении человека закономерности, которые ускользали от самого человека. Вот оно — иное видение в действии!
Мозг — пластичный орган, он постоянно меняется. Вопрос в том, можем ли мы сознательно направлять эти изменения, настраивая своё восприятие. Гениальность — это особое видение реальности. Кому-то оно далось как дар или результат случайного стечения обстоятельств. Но это не значит, что путь к нему закрыт для остальных. Наука даёт нам понимание закономерностей работы мозга, а значит, и инструменты для его развития. Возможно, способность видеть мир иначе — не привилегия избранных, а навык, который можно в себе воспитать.
(Отрывок из книги «Троица. Будь больше самого себя!»)
1 Очевидно, что мир, воспринимаемый с помощью эхолокации, как у летучей мыши, радикально отличается от нашего.