Понятие ученик и учитель можно разделить на 4 вида по мере контакта между ними:
- Ученик учит книгу учителя. В этом случае нет контакта совсем.
- Ученик слушает лекции учителя очно. Контакт отдалённый.
- Учитель является руководителем ученика, обучает и направляет ученика непосредственно. Близкий контакт.
- Полный контакт. Ученик как бы живёт с учителем и учится у него не только в том, что тот обучает, а также из его поведения в жизни, реакции на различные ситуации, порой самые неожиданные, которые в обычной лекции или даже в близком контакте просто не появляются. В такой ситуации он может рассказать то, до чего в обычном уроке просто не доходят. Учитель не может сконцентрировать всё своё знание в лекциях и поучениях.
Более того, не всё возможно выразить в словах. Словами можно сформулировать внешнее знание, но это всегда только часть или проекция его внутреннего знания. Само знание находится внутри его сознания, которое невозможно рассказать, но можно понять, «почувствовать» или «впитать» в себя, находясь с ним в полном контакте в обыденной жизни.
В первом случае вряд ли можно назвать его учеником, хотя некоторые так называют. Во втором случае есть больше оснований считаться учеником, но всем понятно что это не совсем так. В третьем случае многие считают что это и есть настоящий ученик и так принято в современном знании.
Но в четвёртом случае это ученик и учитель в полной мере. Здесь не просто передача внешнего знания, а намного больше. Здесь учитель передаёт также свой внутренний взгляд на мир, ощущения и восприятие. Такой способ передачи знания принят в древних учениях и религиях.
Современное знание оно более внешнее и в основном о структуре видимого мира. Оно обычно поддаётся формулированию словами. И даже когда это знание о психике человека, всё равно оно внешнее. В древних учениях основное знание — оно внутреннее. Большую часть которого невозможно сформулировать словами. Это передача мысли и понимания из сознания в сознание. Там тоже говорят слова, но кроме этого учитель смотрит в глаза ученику и видит, если тот понял или нет. И если чувствует, что его мысль не до конца понятна ученику, то повторяет ещё раз другими словами. И так много раз и во многих разных ситуациях. А для этого требуется более тесный контакт.
Кого из этих четырёх назвать настоящими учителем и учеником — каждый решит для себя сам.
Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
• Предыдущая статья автора • — Где искать истину?
Если вы нашли что-то ценное в этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал «Хакнем».