Как культура формирует нашу личность и почему мы не выбираем свою жизнь

Воспитание как основа человечности: случай из практики

(Отрывок из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!»)

Чтобы осознать, что такое Рок или судьба, необходимо честно оценить природу нашей «человечности». Нам часто говорят о личности, свободе выбора и безграничных возможностях, но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос может быть не таким очевидным, как кажется.

В конце 1990-х годов, в период экономических и социальных потрясений, автор работал психиатром в детском приюте. Этот опыт стал для него настоящим откровением. В то время многие дети оказывались в сложных ситуациях из-за безработицы, наркомании и других проблем в семьях.

Однажды в приют привезли троих детей, которых родители-наркоманы держали запертыми в кладовке. Дети были в ужасном состоянии: ссадины, признаки недоедания и полное отсутствие социальных навыков. Девочку звали Вера, ей было около десяти лет, но она почти не говорила и с трудом понимала обращенную к ней речь. Двое младших братьев, примерно шести и четырех лет, не говорили вовсе, передвигались на четвереньках и общались друг с другом с помощью криков и драк.

Эти дети выросли в условиях, лишенных нормального человеческого общения, и их поведение больше напоминало поведение животных, чем людей. Они были так называемыми «мауглеоидами» — детьми, которые росли вне культуры и общества. Подобные случаи, известные науке, показывают, что без воспитания, обучения языку и социальным нормам человек не становится личностью в привычном смысле этого слова.

Культура как основа личности

Истина заключается в том, что наша человечность — это не врожденное качество, а результат обучения и воспитания. Культура, которую мы усваиваем через общение, образование и социальные взаимодействия, формирует нашу личность. Без других людей мы остаемся биологическими существами, лишенными того, что делает нас людьми.

Современная наука хорошо понимает, как это происходит. Мозг новорожденного содержит огромное количество потенциальных нейронных связей. Однако активируются только те из них, которые задействуются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Остальные связи отмирают. Таким образом, наш мозг формируется под влиянием внешних факторов, и мы становимся теми, кем нас сделали обстоятельства.

Это ставит под сомнение идею о том, что мы сами выбираем свою жизнь. Если наша личность формируется под влиянием культуры и воспитания, то можем ли мы говорить о «своей» или «чужой» жизни? Возможно, у нас никогда не было реального выбора.

Случайность рождения и закономерность воспитания

Мы рождаемся в определенное время, в конкретной семье и стране. Это случайность, но именно эти факторы определяют, какими людьми мы становимся. Например, поколение, родившееся после Великой Отечественной войны, жило в коммунальных квартирах и не имело доступа к современным технологиям. Их дети, рожденные в эпоху «застоя», уже имели больше возможностей, но все еще сталкивались с ограничениями. Современное поколение растет в мире интернета и гаджетов, что кардинально меняет их мировоззрение и ценности.

Если бы мы родились в другой исторический период или в другой культуре, мы были бы совершенно другими людьми. Например, в исламском мире мы бы верили в Аллаха и следовали нормам Корана, а в древнем Риме могли бы погибнуть за христианскую веру. Наши убеждения и ценности — это результат воспитания, а не свободного выбора.

Иллюзия собственного выбора

Мы часто считаем свои убеждения истинными и не подвергаем их сомнению. Однако они являются результатом культурной пропаганды и воспитания. Например, в прошлом брак считался главной целью жизни, а сегодня многие ставят на первое место самореализацию. Кто прав? И те, и другие верят в свою «правду», но на самом деле их убеждения сформированы временем и обстоятельствами.

Как отмечает футуролог Жак Фреско, если бы мы родились в племени охотников за головами, мы бы считали это нормальным и даже гордились бы своими «трофеями». То же самое касается и так называемых «общечеловеческих ценностей» — они тоже являются продуктом культуры и воспитания.

Мы — часть большой исторической машины, и наша личность формируется под влиянием внешних факторов. Осознание этого может помочь нам лучше понять себя и окружающих, а также пересмотреть свои убеждения. В конце концов, наша жизнь — это не результат свободного выбора, а следствие случайностей, которые, однако, подчиняются определенным закономерностям.

(Отрывок из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!»)

1 Карл Линней, который собирал данные о подобных детях, в 1758 году предложил называть таких существ – Homo Ferus, то есть «одичавшим человеком». Более выразительный термин – «мауглеоды» (mauglioides) – был предложен А.Г. Невзоровым в его замечательной книге «Происхождение личности и интеллекта человека».