Почему мы в детстве, юности и зрелости — совершенно разные люди? Существует ли единая, неизменяемая личность?
(Отрывок из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!»)
Знаменитая фраза «Ложки нет» из «Матрицы» — это философская метафора. Но если ложка всё же существует, то с личностью ситуация иная. Наше представление о себе как о целостном, неизменном «Я» — это, возможно, самая убедительная иллюзия, которую создаёт наш собственный разум.
Мы часто говорим о личности, стремимся её «найти», «понять» или «реализовать». Однако подобно тому, как идеальный «круг» — это абстракция, а в природе существуют лишь округлые предметы, так и «личность» — это концепция, а не конкретная сущность. Мы используем это слово, редко задумываясь о том, что именно оно обозначает. Кажется, что смысл очевиден, но при ближайшем рассмотрении эта уверенность рассыпается, как карточный домик.
Множество «Я» внутри нас
Ещё в IV веке до н.э. китайский философ Чжуан-цзы в своей притче о бабочке поднял вопрос о границах и устойчивости нашего «Я». Проснувшись, он не мог понять: ему снилось, что он бабочка, или бабочке сейчас снится, что она Чжуан-цзы? Эта история ставит под сомнение саму идею фиксированной идентичности.
Психолог и философ Уильям Джеймс предложил ключ к пониманию: «У человека столько личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление». Другими словами, наша личность — это не монолит, а скорее динамичный парламент, где разные «субличности» по очереди выходят на трибуну сознания, каждая считая себя главной.
В разные моменты и в разных ситуациях мы активируем разные свои части. «Вы» с друзьями — это не тот же самый человек, что «вы» с начальником или «вы» с ребёнком. Есть субличность для общения с родителями, и она может конфликтовать с субличностью, которая воспитывает собственных детей. Именно поэтому иногда так неловко, когда эти разные «миры» сталкиваются — например, когда коллеги видят вас с семьёй или когда приходится совмещать профессиональные и личные отношения.
Хрупкость личности: химия, гипноз и травмы мозга
Но что, если наша истинная сущность — это то, какими мы бываем наедине с собой? Эта версия тоже не выдерживает проверки. Достаточно принять психоактивное вещество вроде ЛСД, которое лишь немного меняет химию мозга, чтобы ощущение себя радикально преобразилось. Так где же та самая личность, если её можно так легко «отключить» или исказить?
Гипноз демонстрирует ту же хрупкость: под внушением человек может совершать поступки, которые в обычном состоянии считает для себя невозможными. Куда в этот момент исчезает его воля и его «Я»?
Нейронаука идёт ещё дальше. Разные аспекты нашего самовосприятия привязаны к конкретным зонам мозга. Теменная доля отвечает за ощущение себя в пространстве и телесную идентичность. Её повреждение может привести к ощущению, что тело вам не принадлежит, или к синдрому «вечного странника». Повреждение правой височной доли может лишить вас чувства, что переживаемые эмоции — ваши собственные. Мелкие поражения мозга способны полностью разрушить личность, превратив человека в того, кто нянчит часы, принимая их за ребёнка.
Кто же вы на самом деле?
Вспомните себя в разные годы и в разных состояниях: ребёнком, подростком, взрослым; влюблённым, отчаявшимся, воодушевлённым. Вы придерживались разных взглядов, по-разному реагировали на мир. Какой из этих «вас» был настоящим? Тот, кто думал так десять лет назад, или тот, кто думает иначе сейчас? И можно ли быть уверенным, что ваше текущее «Я» — окончательное и подлинное, если оно неизбежно будет меняться и дальше?
В этом и заключается парадокс: мы с непоколебимой уверенностью ощущаем своё «Я», но при ближайшем рассмотрении оно оказывается текучим, ситуативным и зависимым от множества факторов — от социального контекста до биохимии мозга. Личность — это не статичная сущность, а непрерывный процесс, повествование, которое наш мозг создаёт для обеспечения ощущения непрерывности и целостности.
Эта иллюзия настолько фундаментальна, что даже размышления о её иллюзорности не могут полностью её разрушить. Мы продолжаем чувствовать себя собой, даже понимая, что это «себя» — сложный и изменчивый конструкт.
(Отрывок из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!»)
