Почему мы хотим только то, чего у нас нет?

Как формируются наши желания? Почему мы утрачиваем интерес к тому, чего уже добились?

(Отрывок из книги «Быть эгоистом. Универсальные правила»)

Почему мы хотим только то, чего у нас нет?

Тезис звучит следующим образом: «бе­ри то, что можешь взять». По правде сказать, у всех нас руки загребущие: нам всегда мало, всегда недостаточно, и все не то, не так и не здесь, а то, чего хочется, вечно скрывается где-то там, за горизонтом. И то, что за горизонтом, — это нам особенно нужно. Оно нас манит, как запретный плод, оно кажется нам чем-то особенным, ис­клю­чи­тельным, необы­чайно нужным. И вот нас это желание просто жжет изнутри — вы­нь­те да положьте!

То, что мы могли бы взять без особых уси­лий, интереса у нас не вызывает. К этому мы относимся как к самому собой разумеющемуся и с некоторым, я бы даже сказал, пренебрежением. Хотя это странно, по­скольку, как известно, взять можно только то, что можно взять, и нельзя взять того, чего нельзя взять. Но в том, что можно взять, для нас нет куража, что ли, какого-то. А нам кураж нужен, обязательно!

Представьте себе, вот у нас уже что-то есть, чего в нем интересного? Книга в магазине интереснее, чем когда ты ее уже купил да на полку поставил. А через неделю она во­все становится неинтересной — скучная какая-то... И мы думаем: «А-а-а, как-нибудь в другой раз прочту!» И со всем так: «Все, спасибо, это у меня уже есть. А может, у вас что-нибудь другое имеется?» То, что у нас есть, мы этим, как нам кажется, уже обладаем. Подчеркиваю — как нам кажется! Сейчас же нам предстоит узнать, что это абсолютное и досадное заблуждение.

Все, что мы уже имеем, становится нам не­интересным, оно «уже есть». Так рабо­тает инстинкт самосохранения с его поисковой активностью, желанием двигаться вперед и дальше. Мы всегда смотрим вперед, на «перспективные проекты», причем с самого раннего детства. Вот вы приходите с ре­бенком в «Детский мир» и понимаете, что какая-то игрушка ему очень понравилась. Куда бы вы теперь ни пошли, он будет всеми правдами и неправдами тянуть вас к тому — заветному для него — прилавку, туда, где он заприметил свою «прелесть».

Почему мы хотим только то, чего у нас нет?

«Смотри, какой хороший конструктор! У Ма­ши и Пети такой есть!» — будет причитать ваш малыш, но ровно до тех пор, пока вы не оторвете от сердца нужную сумму и не выложите ее за эту покупку. И вот купили, теперь вы, удовлетворенные собственным решением, двигаетесь на выход, и вдруг — о чудо! Ваш ребенок держит в руках только что купленный конструктор, но его голова странным образом поворачивается на 180 градусов — он заметил что-то еще! «А давай еще там посмотрим?» — говорит вдруг дитятя, и глаз его снова горит специфическим возбуждением под названием «хочу».

Вы наполняетесь удивлением и даже гневом — что же это?! Ему только что купили конструктор! Ребенок замирает, смотрит ис­пуганно в ваши глаза и надувается, словно лягушка, — все, ему стало понятно, что второй игрушки ему не видать. Обида... И, дернув малыша за руку, вы покидаете магазин, причем оба в расстроенных чувствах. Вам кажется, что он не оценил ваш подарок, ему безумно жаль, что «игрушка-2» так и не покинула своей полки и не перекочевала в сундук, что стоит в детской для складирования ана­­ло­гичных покупок.

И вот в этом вся на­ша жизнь! То, что мы имеем, это, конечно, очень хорошо, спасибо, мы это в чулан определим, но кое-чего у нас пока нету... И вся штуковина в том, что у нас всегда чего-то нету, потому что при всем желании всего и постоянно у нас быть просто не может. Самое интересное, что, когда мы получим что-то новое, мы испытаем лишь секундный восторг и тут же спросим: «А дальше? А что еще у вас есть?» Мы живем с ощущением постоянного внутреннего недостатка.

Почему мы хотим только то, чего у нас нет?

Такое чувство, что мы постоянно занимаемся восполнением чего-то утраченного, отсутствующего. Мы словно бы заполняем сумку без дна. Есть сказки, в которых герои постоянно что-то достают из волшебного мешка, шкатулки, пещеры, а вот у нас все наоборот — мы туда все засовываем и засовываем, пихаем и пихаем, а оно проваливается, и снова — пустота. От этого недостатка мы испытываем жуткий дискомфорт, и он столь велик, а наши аппетиты столь серьезны, что и радости от наполнения мы не испытываем никакой!

Мы постоянно живем с чувством недостатка, причем это не зависит от того, сколько у нас всего есть. Много у человека ценностей и возможностей или мало, это не меняет общей картины — всегда мало, всегда недостаточно. И чем больше у нас есть, тем больше нам хочется, а для большего необходимо больше, чем у нас есть. Так что — снова по кругу и с тем же результатом: «Дайте еще, мне не хватает!»

И вот так «у берега моря» тридцать лет и три года. Помните старуху из «Сказки про золотую рыбку»? Сначала она жила в состоя­нии очевидного недостатка — корыто и то разбилось. Потом ей не хватило дома, потом боярского звания, потом она поняла, что боярыня — это тоже какая-то несерьез­ная должность, хочется быть королевной, и это дали. Но и этого оказалось мало... И ведь это сидит в каждом из нас, никто не составляет исключения, в противном случае все были бы счастливыми. Все жили бы в избыт­ке с ощущением: «Я — полная чаша! У меня все есть! Кому чем по­мочь?»

Так в чем же проблема? К счастью или к сожалению, здесь все очень просто — мы утратили, в буквальном смысле этого сло­ва потеряли свои естественные потребности. Единственное животное, которое ест больше, чем ему нужно, — это человек. Един­ственное животное, которое удовлетворяет свою половую потребность чаще, чем нужно самой этой потребности, — это человек. Единственное животное, которому вечно недостает комфорта, — это человек. Единственное животное, которое живет с вечным ощущением «ма­ло», — это человек.

Почему мы хотим только то, чего у нас нет?

Но коли так, разве мо­жно допустить, что это те же самые потре­б­ности? Вероятно, нет. Естественные по­­треб­ности человека вы­па­ли, а им на смену пришли невротические по­требности, которые не знают, что такое насыщение, а потому мы постоянно голодны. Странно ли в этом случае тотальное отсутствие счастья в современном человеке? Думаю, что не странно.

(Отрывок из книги «Быть эгоистом. Универсальные правила»)