В прошлой статье говорилось о свидетельствах перевоплощения в наше время. Однако интересно как это понимались в древних учениях.
Известны две концепции древности по этому вопросу — в восточных учениях и в знании иудаизма. В чём-то они похожи, а в чём-то прямо противоположны.
В начале рассмотрим как это понимается в восточных учениях. В основе их концепции заложены два принципа:
№1 Окружающий мир — это воображаемая действительность.
В чём суть этого взгляда?
Например, как человек видит камень? Лучи света отражаются от камня, попадают в глаз, где воздействуют на нервные рецепторы. Информация о раздражении передаётся в мозг и отображается в сознании в образе камня. То есть, внутри сознания есть что-то вроде «объёмного экрана», на котором отображается образ камня в точности как он должен был быть в соответствии с информацией полученной от глаз.
Таким образом, мы видим не сам камень, а его отображение в нашем сознании. Мы не контактируем даже не с самим камнем, а только с лучами, посылаемыми им. Причём мы предполагаем, что вне нас действительно есть камень, который посылает лучи в глаз и именно этот камень мы видим в своём сознании. Однако теоретически можно предположить, что камня как такового, на самом деле, нет, и нечто другое раздражает нервы у нас в глазу таким образом, как это должен был делать камень.
По сути это две философские концепции известны издревле.
- В первой видимый нами мир — это реальность вне человека, которая просто отображается в нашем сознании.
- Во второй — реальность существует только в нашем сознании.
Причём, нет экспериментального подтверждения ни той, ни другой.
И даже прикасание к камню — не является таким подтверждением. Ведь между пальцем и камнем всегда есть расстояние. Просто при маленьких расстояниях усиливаются силы отталкивания, которые воздействуют на нервы пальца. Что и создаёт ощущение касания. Здесь можно повторить рассуждения выше.
№2 В восточных учениях считается, что появление человека в мире — это результат его привязанности к этому миру, точнее, к его ощущениям и образам.
Похоже на то как кто-то смотрит фильм.
Он переживает все события вместе с героями фильма. В тот момент забывает о своей обыденности и эмоционально живёт другой жизнью. Он как бы «переселяется» в другую действительность. И всё это только внутри его сознания, внутри его воображения. Ощущение тех событий и переживаний необходимы человеку, иначе этот фильм ему был бы не интересен. То есть, он в каком-то смысле привязан к тем ощущениям и переживаниям внутри фильма, и поэтому оказывается внутри их.
Нечто похожее говорят про наш мир. Окружающий нас мир в этой концепции так же находится только в нашем сознании. Со всеми переживаниями и ощущениями внутри него. И мы «привязаны» к ним, даже когда эти ощущения — боль и страдание.
Таким образом человек постоянно рождается, умирает и снова рождается. Ведь внутри своего сознания он всегда привязан к этому миру. Причём, само нахождение в этом мире и всё то, что в нём есть, приводят человека к страданию.
То есть, наш мир — это мир страданий. И чтобы уйти от страданий, необходимо выйти из этого мира. Но для этого надо избавиться от привязанности к нему. Иначе человек войдёт в него снова.
Так что, если он сможет отказаться от интересов этого мира внутри себя, то больше в него не войдёт. Но окажется в другой действительности, в которой нет боли и страданий.
В этом и заключается основная цель жизни человека, которая достигается, согласно данной концепции, особым образом жизни и медитацией.
С другой стороны, в концепции иудаизма принимается сказанное в первом пункте, но суть перевоплощения, сказанного во втором пункте, — совсем другая. Рассмотрим её в продолжении.
Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
• Предыдущая статья автора • — Существует ли реинкарнация?
Если вы нашли что-то ценное в этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал "Хакнем".