Благодарность возникает в том случае, если вы считаете ценным то, что получаете.
Почему же это чувство столь редко?
.....Что противоположно признанию ценности?
Кроме того, ему важно усвоить, что иметь нужды – это нормально, а не стыдно.
Родители, которые осознают важность постепенной сепарации, сочувствуют ребенку, что не всегда могут быть рядом и дарить тепло, и показывают альтернативу, как и у кого можно тепло получить, а еще поддержку, внимание, интерес к жизни.
Голодные по любви и принятию люди не могут пережить ограничения мира. И так недодали, а теперь и вовсе никто ничего не должен? Как это вообще можно постичь?
Голодные дети становятся голодными взрослыми, они внутренне не доросли до такого состояния, когда они способны принять ограничения мира и других людей. Они ненасытны. Поэтому они не могут ценить: они, как те дети, все еще нуждаются в том, чтобы безвозмездно потреблять.
Есть еще один очень важный фактор, который мешает проявлению благодарности.
…В моем детстве от меня так часто требовали благодарить, говорить «спасибо», что, в конце концов, у меня возникла стойкая рефлекторная реакция на насилие, и последующее сопротивление благодарить.
Есть еще один вид сопротивления благодарности.
А у травматика потребность попадает в разряд стыдных частей себя, не признается.
Итак, для того чтобы в отношениях между людьми появилась живительная и вдохновляющая сила благодарности, необходимо:
Во-первых, «допитать» себя настолько, чтобы смочь пережить ограничения этого мира,
Во-вторых, перестать насиловать Другого требованием благодарности, найдя свою ценность вне возложенных в Другого усилий;
В-третьих, переосмыслить рефлекторное сопротивление, и отделить насилие благодарностью от ненасильственной и искренней помощи со стороны Других, достойной такого же искреннего отклика;
И, наконец, отказаться от своего всемогущества, признав свою нужду в других людях, и с благодарностью принять то, что они даруют.
Текст написан 12 сентября 2016 года
Художник Елена Маркова