Помню, как я терялась, когда дети мне приносили свои переживания в духе: «Старшие мальчики толкаются! Я не пойду больше… в спортивную секцию».
Что тут можно сделать? Как поддержать? Идти, разбираться с этими мальчиками? Разговаривать с тренером? Забирать ребенка из секции? Полнейшая растерянность.
Сегодня одна клиентка рассказала, как пережила болезненный шок в школе, когда одноклассница грубо прогнала ее из компании других детей. Девочка рассказала об этом случае маме, и мама «поддержала» ее: «А что же ты не ответила? Почему ушла? Надо было ответить ей в том же духе!»
В этом случае ребенок считывает: «Ты не справилась»... и перестает жаловаться.
Как себя поддерживать, ребенок по-прежнему не знает. Предлагаемые шаблоны типа: «Да дура она!» не помогают.
Еще одна клиентка решилась открыть мне свою «слабость», чувства бессилия, невозможности справиться с тяжелыми детскими чувствами только через пару лет нашей совместной работы. Тоже до последнего надеялась, что у нее есть ресурсы справляться, потому что ей внушали, что это возможно. Только нужно постараться.
Сказывается отсутствие опыта принятия «слабости» со стороны тех людей, которые дают «разрешение», и благодаря которым такое право может быть присвоено.
…«Знаешь, это естественно, что ты растерялась. Когда на тебя нападают внезапно, когда ты не ждешь, к этому невозможно подготовиться. Твоя реакция не могла бы быть другой»
«А вы бы испугались в подобных обстоятельствах»?
«Да, испугалась бы. И мне нужна была бы поддержка взрослых, кому я могла бы довериться. Я и сейчас пугаюсь, если на меня наскакивают внезапно. Мне нужно время, чтобы пережить бессилие. Только потом я прихожу в себя, и даю отпор».
С присвоенным правом побыть в растерянности не формируется стыд за себя, и не образуется страх своих чувств с последующей необходимостью скрывать свои естественные и просто человеческие переживания.
Текст написан в октябре 2017 года
Художник Елена Маркова