Детство под полным контролем
Ира родилась с внешними данными, о которых многие могут только мечтать: высокая статная блондинка с пронзительными голубыми глазами. Однако эта внешняя красота скрывала глубокую внутреннюю проблему. С самого раннего детства жизнь девочки полностью контролировала мать, которая проявляла черты настоящего диктатора. Выбор одежды для детского сада, школы и даже выпускного вечера всегда оставался прерогативой матери, без учета мнения или предпочтений самой Иры.
Но контроль распространялся далеко за пределы гардероба. Мать определяла весь распорядок жизни дочери: как проводить выходные, можно ли приглашать друзей, разрешено ли выходить на улицу, какое печенье печь и какие фильмы смотреть. В этой системе не было места для собственных желаний ребенка. Мнение Иры никогда не учитывалось, ее голос не имел значения, что постепенно формировало у нее ощущение собственной незначительности и беспомощности.
Подростковые годы и утрата себя
В подростковом возрасте контроль только усилился. В 13 лет мать взяла на себя право решать, какие мальчики достойны внимания ее дочери, а кого следует немедленно прогнать от порога. Физическое тело Иры начало отражать ее внутреннее состояние: плечи ссутулились, голова постоянно была опущена, появились серьезные проблемы с осанкой. Тело буквально кричало SOS, сигнализируя о психологическом подавлении.
Внутри Иры формировался целый комплекс психологических проблем, характерных для человека, лишенного права выбора, чьи желания систематически игнорируются, а мнение не имеет никакого веса. Кульминацией стала ситуация в 9 классе, когда мать объявила: «Заканчиваешь учебный год и идешь в педагогический колледж на учителя начальных классов». Несмотря на слезы и внутренний протест, которые продолжались всю осень, следующее лето Ира встретила в роли абитуриента, сдающего вступительные экзамены в назначенное ей учебное заведение.
Последствия и путь к осознанию
К психологу Ира обратилась спустя много лет после описанных событий. Изначально ее запрос казался далеким от детских травм: «Я не умею быть счастливой, не знаю, что приносит мне удовольствие. Я понимаю, что НАДО делать, но совершенно не представляю, чего я ХОЧУ на самом деле». Эти слова на первом сеансе стали отправной точкой для глубокой работы.
В процессе терапии, «разматывая клубок» своей жизни, Ира осознала пугающую реальность: внутри нее по-прежнему жил громкий голос матери, диктующий, как нужно поступать в любой ситуации. Проблема заключалась в том, что этот голос полностью заглушил ее собственный. Не осталось ни одного внутреннего ориентира, который мог бы подсказать, чего же хочет сама Ира, что принесет ей радость и удовлетворение.
P.S. История, разумеется, завершилась положительно. Процесс терапии помог Ире начать восстанавливать связь с собой и своими истинными желаниями. Если вам интересны такие истории из практики психолога, дайте знать лайком или комментарием — это поможет понять, стоит ли продолжать делиться подобными кейсами.
Лена Низеенко
