Одна девочка на уроке математики надерзила учительнице. По делу.
Одна девочка на уроке математики надерзила учительнице. По делу.
Агриппина Ивановна настаивала на равнобедренности треугольника (делая это, впрочем, от профессиональной учительской деформации – плохого зрения и ввиду избыточного возраста). Стыдила: «Я — учительница, мне лучше знать, чем тебе, выскочке малолетней». Девочка возражала, мол, не равнобедренный треугольник-то.
Агриппина, шумно дыша, подошла к девочке и попыталась вразумить ее, прижав крепкой рукой к парте. Тогда телефонов не было, чтоб снимать все это безобразие на видео. Так что девочка просто громко и внятно сказала, что если Агриппина Ивановна до нее дотронется, то хуже будет ей, Агриппине.
Дело произошло в 9 девочкином классе.
И везде ту девочку пытались застыдить. Чаще всего — безосновательно. Едет она, нагруженная, к бабушке в больницу, сидя в автобусе (единственный шанс дотащить тяжелое, когда тебе 11 лет).
«Ай бесстыдница, такая молодая, а сидит. Могла бы и уступить пожилым» – стыдили.
Обходит студентов-мальчишек по оценкам, добывает себе лучшего научного руководителя на потоке – снова стыдят, выскочкой называют.
Юбку короткую надела — вот уже и оскорбления за триста подъехали. И опять стыдят.
На работу на третьем курсе устроилась – стыдят.
За амбициозный проект взялась – стыдят.
Через три месяца после рождения ребенка – работать вышла (муж в декрете остался, сам захотел, вместе решение принимали) – стыдят так, что аж пена изо рта. Еще и мужа заодно.
Тут-то девочка дзен и словила: люди стыдят, не от того, что добра желают. Или ситуацию, там, хотят улучшить. Стыд — очень манипулятивная эмоция — поняла девочка.
Куда не повернись, какое решение не прими – все равно стыдить будут. Так случается с любой другой девочкой, которую стыдят за что угодно: за рост, называя дылдой, за выбор родить пятерых детей (не головой думает, а одним местом) и за выбор не рожать вовсе (эгоисткой выросла).
И девочка поняла, что она – бесстыжая. В том смысле, что на эти манипуляции извне вестись никогда не была намерена, еще со времен Агриппины Ивановны. Зато добивается, чего хочет. И живет по радости, а не по угождению абстрактным представлениям о прекрасном. Которые на то и абстракции, что часто включают в себя противоположные значения.
Лена Низеенко