В чём суть доказательства реинкарнации в исследовании Яна Стивенсона?
Вопрос подписчика на первую статью:
"Описанная методология исследования ни коим образом не доказывает возможности реинкарнации. Если мы обнаруживаем людей, которые способны знать о жизни других людей и даже самые тайные мелочи, то это вовсе не свидетельствует о реинкарнации. Точно с таким же успехом такое наблюдение можно интерпретировать как факт вселения в человека души умершего, как факт подключения человека к глобальной информационной сфере, к некому мировому разуму, или как факт существования параллельных миров или перемещения во времени и между параллельными мирами и т.д. и т.п… Так зачем мы берёмся фантазировать и объяснять. Откуда девочка знает про жизнь умершей женщины? Такие фантазии не достойны учёного."
В сути утверждения вы, конечно, правы — по-простому нет здесь абсолютного доказательства реинкарнации. Более того в нашем мире, в принципе, нет абсолютного доказательства ни в чём. Хотя бы по тем причинам что вы приводите.
Ведь если предположить действительность Мирового Разума и Его связи с миром, то все ваши рассуждения можно повторить для любой научной теории. Например, то что мы видим падение камня не означает что обязательно есть сила притяжения. Или искривление пространства. Не обязательна также реальность самого камня. Может быть в «настоящей» реальности всего этого нет, но Мировой Разум создаёт нам такое ощущение. А может быть Он также создаёт нам ощущение нашей собственной реальности. Так что и в науке нет абсолютного доказательства нашей реальности и в этом смысле ваша претензия к исследователю как к учёному не совсем корректна.
Однако, к нему может быть претензия с другой стороны (как это приводится в статье) — показания девочки не есть эксперимент и поэтому его исследование не может называться научным.
А теперь по сути. Девочка не просто рассказывает разные детали. Этим она также свидетельствует о своём ощущении прошлой жизни. Цель исследования проверить то что она не обманывает и нечего не придумывает. Иначе совпадение этих деталей событий просто невозможно. А также невозможен вариант что знание деталей она получила каким-то мистическим путём (или по вашему от Мирового Разума), но рассказывает нам что реально помнит себя в прошлой жизни — она слишком маленькая для таких сложных конспираций.
Всё что мы понимаем из проверок, это то, что та девочка ощущает свою прошлую жизнь точно также как настоящую. И как в настоящей жизни она знает различные детали вокруг себя, точно также она знает различные детали своей прошлой жизни.
Если ощущение настоящей жизни называется жизнью, то почему такое же ощущение прошлой жизни не называться жизнью?
Давайте посмотрим на саму девочку. Она помнит то, что было с ней неделю назад, или год назад. Она также помнит то, что было с ней в прошлой жизни. Если в её памяти, в её сознании, и то и другое одинаково реально, то почему должна быть разница в мере реальности прошлой и настоящей жизни? Правильно, если для обычного человека ясно, что то, что было с ним год назад это реальность, а то, что он думает о прошлой жизни это в фантазии. Но для неё, в её памяти, обе «жизни» имеют одинаковую меру реальности. И именно это является здесь предметом исследования — какова мера реальности прошлой жизни у той девочки? И если все детали совпадают, значит мера реальности прошлой жизни у неё приравнивается к мере реальности её настоящей жизни. Точно также как она помнит себя год назад, точно также она помнит себя в прошлой жизни.
А теперь применим к ней ваш принцип Мирового Разума. Допустим что именно этот Разум создаёт у неё ощущение реальности прошлой жизни. Тогда с таким же успехом можно предположить что тот же самый Мировой Разум создаёт у неё ощущение реальности настоящей жизни. Так что если мы, несмотря на это, всё же относимся к настоящей жизни как к реальности, то и к её прошлой жизни должны относится так же. Другими словами степень реальности её прошлой жизни не отличается от степени реальности её настоящей жизни.
Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
• Предыдущая статья автора • — Зачем человек приходит в этот мир?