На одной из психологических сессий клиентка поделилась чувством: «Мне не о чем разговаривать с другими. Я им не интересна». Это откровение стало отправной точкой для глубокого размышления о природе человеческого общения.
Корни проблемы: жизнь в роли «правильного» человека
В ответ на вопрос психолога о том, интересно ли ей слушать других, клиентка призналась, что чаще всего — нет. Разговоры окружающих кажутся ей чужими и далекими. Чтобы понять истоки этого состояния, важно обратиться к ее истории, которая раскрывалась в течение года терапии.
Детство моей клиентки было лишено искренности и простой человеческой теплоты. Ее родители, будучи внешне правильными, на самом деле были эмоционально недоступны. Они не умели радоваться мелочам, открыто делиться чувствами или просто быть «живыми» рядом с дочерью. Их общение сводилось к воспитательным функциям — они всегда оставались в роли строгих наставников, каменных изваяний, следующих социальным нормам.
Такая модель поведения не ограничивалась семьей. Учителя в школе также демонстрировали лишь социальные роли, забывая о своей подлинной сути. Вопрос, который закономерно возникает: что происходит с живым, чувствующим ребенком, когда его окружают только «правильные» люди, играющие роли?
Адаптация через роль: как ребенок учится быть «хорошим»
Ответ очевиден: ребенок тоже начинает играть роль. В данном случае — роль идеального, послушного ребенка. Он с ранних лет учится угадывать ожидания взрослых: какие ответы от него ждут, какого поведения требуют. Клиентка освоила этот навык блестяще — она быстро понимала, что нужно сделать или сказать, чтобы ее считали хорошей.
Однако за этим успехом скрывалась высокая цена. В моменты, когда родители или учителя выражали недовольство, девочку охватывали paralyзующий страх и всепоглощающий стыд. Каждая ошибка, каждое «неугаданное» ожидание воспринимались как провал, подтверждающий: «Я плохая».
В таких условиях просто жить — уже подвиг. Ведь настоящая жизнь — это спонтанность, свобода быть неидеальным и радость от аутентичного самовыражения в каждый момент времени.
Почему общение становится пыткой?
Именно в состоянии внутренней свободы мы можем непринужденно общаться с другими, не задумываясь над каждым словом и не переживая, понравились ли мы собеседнику. Но что происходит, когда с детства привита «правильность»?
Она сковывает тело и душу. Человек ощущает, будто «проглотил кол» — каждое движение, жест, слово находятся под жестким контролем. Он постоянно балансирует между молотом страха (боязнь осуждения) и наковальней стыда (чувство собственной неполноценности).
В таком состоянии другие люди перестают быть интересными. Они превращаются в источники потенциальной угрозы, новых поводов для страха и стыда. Общение становится напряженной работой, где нужно постоянно следить за собой, подбирать «правильные» фразы и скрывать истинные чувства.
Где найти островки свободы?
Психолог спросил клиентку, с кем ей удается расслабиться и просто быть собой. Оказалось, что это возможно только с теми, кому она может доверить свое несовершенство. Например, с маленькими детьми. С ними можно дурачиться, говорить бессмысленные вещи и не стараться соответствовать какому-либо идеалу.
Однако страх отпустить себя в общении с обычными взрослыми людьми остается колоссальным. Сильны привычные реакции: скованность, внутреннее онемение, панический испуг и все тот же стыд.
Наследие, которое мешает жить
Это тяжелое наследие, которое передается через поколения. Наследие культа правильности, стремления к недостижимому совершенству и, по сути, отказа от всего живого и настоящего. Именно это наследие гасит в нас естественное желание интересоваться собой и другими, мешает нам непринужденно и искренне проживать свою уникальную жизнь.
Художник Елена Маркова