Как реагировать, когда ребенок говорит "Я плохой": практические советы родителям

«Мама, я плохая! Меня не любят мальчики. Они смеются надо мной».

Услышав такие слова от семилетней дочери, мать часто погружается в чувство вины. Ей кажется, что это результат ее воспитания: возможно, она слишком часто говорила дочери, какой нужно быть, а какое поведение считается неправильным. Эта вина заставляет ее чувствовать себя «плохой» матерью. Она пытается убедить ребенка, что с ним все в порядке, но дочь не верит, и мать окончательно тонет в негативных переживаниях.

Почему дети так говорят?

Сегодня мы понимаем, как важно избегать оценочных суждений вроде «ты хороший» или «ты плохой» при общении с детьми. Мы осознаем, насколько сильно взрослые влияют на формирование личности ребенка. Однако важно помнить, что влияние оказывают не только родители.

На ребенка воздействуют другие люди, среда, атмосфера в коллективе. Кроме того, дети в определенном возрасте еще не умеют отделять свои поступки от своей личности. Они склонны к обобщениям: «Я сделал что-то не так, значит, я плохой» или «Он поступил плохо, значит, он плохой человек».

В такие моменты ребенку особенно нужны родители, которые помогут разобраться в сложностях человеческих отношений. Задача взрослого — «развернуть» ситуацию, назвать чувства, помочь разделить ответственность и понять, что происходит.

Практические примеры: как правильно реагировать

Ситуация 1: Девочка-младшеклассница рассказывает матери:

«Мама, я стояла у доски и корчила рожицы. {Теперь я думаю, что} это было неуместно».

Ребенок начинает рефлексировать, но, не находя объяснения своим действиям, оценивает себя как «плохого». Родитель может растеряться: ругать, оправдывать или как-то иначе реагировать?

Правильный подход: Помогите ребенку осознать свои мотивы, не давая оценок.

  • «Ты думала, что это будет смешно?»
  • «Да»
  • «Но потом ты испугалась и поняла, что на уроке нужно учиться, а не смешить?»
  • «Да»
  • «Как здорово, что ты размышляешь о том, что уместно, а что нет!»

Таким образом, вы отражаете внутренние процессы ребенка, концентрируясь на том, что помогает ему в будущем, — на способности анализировать свое поведение.

Ситуация 2:

«Мама, я так люблю обнимать малыша, а он плачет! Наверное, я плохая, потому что не могу остановиться».

Правильный подход: Объясните ситуацию, назвав чувства.

  • «Ты хотела обнять малыша, а он не хотел, чтобы его обнимали»
  • «Да»
  • «Так бывает. Ты хочешь выразить любовь, а другой человек не готов ее принять. Это может быть грустно»
  • «Да, это грустно»

Вместо оценки вы помогаете ребенку осознать, что происходит в отношениях. Вы называете чувства, и теперь ребенок может их прожить — это именно то, что ему нужно в такой ситуации.

Что стоит запомнить родителям

Когда ребенок говорит «Я плохой», он обобщает сложные переживания, с которыми не может справиться самостоятельно. Дело не только в том, что вы когда-то дали ему оценку. Ребенок еще не умеет различать свои эмоции и сохранять ощущение собственной «хорошести», если им недовольны или не принимают его действия.

Ваша задача — быть проводником в мире чувств, помогать называть и понимать их, не осуждая и не оправдывая, а просто отражая и объясняя. Это дает ребенку опору и учит его лучше понимать себя и других.

Художник Елена Маркова