Правила сетевого взаимодействия постоянно редактируются и далеко не у всех на слуху. Но кое-что уже сформировалось и сформулировалось. Перечисляю.
1. На «вы» или на «ты»?
По умолчанию, вежливой формой обращения по-прежнему считается «вы», пока вы с собеседником не договорились о другом. Примечательно, что чем старше респондент, тем чаще он(а) испытывает негатив при обращении на ты:
Риск вызвать неприятные эмоции обращением на «ты» возрастает, если адресату сообщения 50+ лет. (с) Негласные стандарты онлайн-коммуникаций в digital-отрасли
Еще хочу задеть болезненную для некоторых тему, которая разделяет людей даже не бумеров и зумеров, а бумеров и тех, кто не знает этих слов, что я написала:
Выканье» с большой буквы в интернете — это омерзительно.
Запрета писать «Вы» с заглавной буквы, как такового, нет. Но стоит иметь в виду, что такое обращение может считываться как ненужное подобострастие и лебезивость.
«Вы» — устаревшая форма, которой не место в интернете, пусть остается на картонных открытках из 90-х. Заглавная буква не добавляет уважения, а как-то даже наоборот.
2. Можно ли записывать голосовые?
Только с людьми, с которыми вы договорились об этом. В любой непонятной ситуации лучше спросить: «можно, я запишу голосовое?». Если человеку неудобно, он даст знать.
Текст читать проще и удобнее: едете ли вы в метро или сидите на совещании. Более того, в тексте удобнее находить информацию, если речь идет о рабочем диалоге. Из текста сразу понятно — срочное ли дело.
Для владельцев многоминутных войсов без пояснения, которые те рассылают малознакомым людям, приготовлен отдельный котел.
3. А звонить без предупреждения?
На заре 2020 — это, как минимум подозрительно. Оставьте звонки без предупреждения спамерам и курьерам. Да и последние сейчас уже все чаще предлагают опцию «курьер без звонка».
Если что-то супер срочное и супер важное — звоните! Звоните также, если есть об этом договоренность. В остальных случаях лучше спросить.
3. А ставить точки в конце предложения нужно?
Сетевые нормы как язык — гибкие и подстраиваются под текущую ситуацию. Могли ли предположить наши предки, что точка в конце предложения может считываться как обида?
Феномен точки в конце предложения даже отдельно исследовали.
Эксперимент показал, что многие люди в точке в конце предложения (когда речь идет о переписке в мессенджерах) видят признак лицемерия и неискренности. (с) Texting insincerely: The role of the period in text messaging
4. Сколько эмодзи на текст — ок?
Дело вкуса и типа общения (деловое или дружеское). Но если сомневаетесь, то лучше меньше, чем больше.
5. Как обращаться к человеку?
Есть универсальное правило, которое помогает в любой непонятной ситуации — обращайтесь к человеку так, как он сам себя называет. И старайтесь не перепутать. Досадная, но, увы, нередкая ситуация, иллюстрирующая невнимательность: если тебя зовут «Елена Юлкина», то к тебе обращаются «Юля, здравствуйте». Или, как вариант, меня называли Лизой, потому что мозг человека устроил экспресс-слияние имени и фамилии «Лена и Низеенко».
6. А что насчет структуры?
Мало что ужаснее, чем прерывистый текст отдельными строчками.
Никто
Не любит
прерывистый
текст
на много
строчек
отдельными
сообщениями
Пишите сразу все, в одном абзаце. И только потом отправляйте.
Страшнее примера выше, только сказать «привет» и замолчать. Мол, сам догадывайся дорогой собеседник, зачем я тебе написал.
Что почитать на тему цифрового этикета?
1. «Даша и цифровой этикет» в инстаграме
Обстоятельные инструкции, почему голосовые сообщения незнакомым людям, — зло и чем выражение своего личного мнения отличается от хамства.
2. «Паша и его прокрастинация» в телеграме
В основном о рабочих моментах, которые всех бесят. Много полезных примеров.
3. «Новые правила деловой переписки» от главреда.
Максим Ильяхов и Людмила Сарычева подробно поясняют за нормы переписки с коллегами.
Лена Низеенко