Как детский опыт влияет на способность принимать помощь: от травматичных реакций к здоровым

Наблюдения показывают, что существует целый спектр реакций на заботу и поддержку со стороны окружающих, и лишь одна из них по-настоящему здорова. Давайте подробно рассмотрим этот вопрос.

Честный взгляд на себя

Для начала стоит провести внутреннюю работу: готовы ли вы честно признать свои истинные чувства? Как вы сами относитесь к тому, чтобы получать помощь и оказывать ее другим? Какие глубинные установки и переживания стоят за вашим способом взаимодействия с ситуациями, когда вы в чем-то нуждаетесь?

Травматичная реакция: избегание помощи

Некоторые люди сознательно избегают любой помощи, поддержки и участия в своей жизни. Их внутренняя логика часто строится на убеждениях: «Бескорыстной помощи не бывает» (значит, все лгут), «Мне потом придется что-то отдать взамен» (а быть должным страшно, ведь расплата может оказаться непомерно высокой). Они отталкивают предложенную поддержку, пытаясь таким образом защитить себя от новых разочарований и боли. Парадокс в том, что эти люди часто остро нуждаются в помощи, но одновременно считают ее либо недоступной, либо опасной. В результате они могут даже обесценивать искренние попытки других их поддержать.

Травматичная реакция: требовательность и зависимость

Другая крайность — люди, которые острее чувствуют дефицит заботы, чем потенциальные риски от ее получения. Они могут считать, что окружающие «обязаны» им помогать.

Такие личности нередко прикладывают усилия, чтобы привязать к себе источник поддержки — через манипуляции, чувство вины («Если не поможешь, ты плохой»), обесценивание («Ты ничего особенного не сделал»). Эта зависимость от внешних «инвестиций» часто является попыткой восполнить глубокий детский дефицит внимания и любви. Человек может осознавать эту проблему, но пока не имеет внутренних ресурсов, чтобы отказаться от поиска «донора» и начать заботиться о себе сам.

Корни проблемы в детском опыте

В основе реакции избегания часто лежит травма, связанная с тем, что родители, оказывая заботу, тут же попрекали ребенка («Мы тебя кормим-поим») или демонстрировали, насколько тяжелы и значимы их усилия. Сюда же относятся люди, чьи потребности в детстве систематически игнорировались, что привело к убеждению: «Я ничего не заслуживаю и не имею права ждать заботы». Однако сам дефицит никуда не исчезает, просто он вытесняется в бессознательное.

Таким образом, неудовлетворенная в детстве потребность в заботе и внимании неизбежно проявится во взрослых отношениях. Особенно ярко это видно при формировании родительского переноса, когда бессознательные ожидания и модели поведения проецируются на партнеров, друзей, коллег или даже на весь мир в целом.

В результате человек либо постоянно фокусируется на своей нужде, предъявляя требования к окружающим и одновременно испытывая страх быть отвергнутым (что порождает множество страхов «не понравиться»),

Либо, как в первом примере, выстраивает мощную защиту от осознания этой нужды, снова и снова отыгрывая один и тот же сценарий, что приводит к чувству отчаяния, одиночества и восприятию мира как холодного и равнодушного места.

Здоровая реакция: баланс и благодарность

А какой же путь можно считать здоровым? Он формируется у тех, кто в детстве получил достаточно поддержки и заботы. Повзрослев и осознав, что именно вложили в них родители, такие люди учатся ценить как полученную помощь, так и свою собственную способность поддерживать других. Помощь другим воспринимается не как обязанность или нечто само собой разумеющееся, а как осознанный и ценный вклад в отношения.

Высоко ценя поддержку, такой человек в то же время способен пережить чей-то отказ помочь без глобальных выводов о себе или человечестве в целом. Он не считает, что отказ связан с его личной ущербностью.

Испытывая искреннюю благодарность за заботу, здоровый человек может выразить ее словами, не принижая при этом ни себя, ни того, кто помог, ни значимость самого действия помощи.

Естественно, он может расстроиться, столкнувшись с людьми, которые не ценят его усилия или требуют больше, чем он может дать. Но в этом случае он способен четко обозначить свои границы и ограничения, защищая свое психологическое пространство.

Художник: Мария Амирагова