В иудаизме центральная фигура в человеческой жизни — учитель.
Если человек шёл по дороге и нашёл вещь, которую потерял его отец, и вещь, которую потерял его учитель, сперва надо возвратить потерю учителю, а затем — отцу.
Жизнь без учёбы трудно назвать жизнью. В древности, когда евреи жили на своей земле, в своём государстве, был такой закон:
Если человек совершал убийство по неосторожности, он должен был укрыться в одном из сорока восьми городов, где мстителям запрещено было проливать его кровь. Беглец в таких городах не был подобен узнику, в вынужденном стеснении лишённому былых свобод и прав; напротив, закон требовал сделать его жизнь жизнью — такой же, как та, к которой он был привычен до нечаянного злодеяние. Учитель этого человека отправлялся в изгнание вместе с ним:без учёбы пребывание в городе-убежище невольного убийцы, у которого установилось отношение ученического долга и приверженности с определённым учителем, было пустым существованием, а не жизнью, которую ему обещал закон.
Без личного усилия человек может случайно найти себе такого учителя, который отправится с ним в изгнание и которому он должен будет возвратить потерю прежде отца, а может и не найти, и тогда его полуслепая жизнь не будет жизнью в полном смысле.
Связь без трудного приобретения недолговечна и не существует за пределами совместности обстоятельств, приведших к ней. Даже если человеку кажется, что ему лучше учиться одному, или если в своём окружении он не видит никого, кто превосходил бы его в познаниях и опыте, ему следует самовольно назначить себе учителя из числа равных или даже знающих меньше него самого, поскольку знание, перенятое у другого, прочнее и вернее, чем то, к которому человек пришёл одиноко.
И назначение это не должно быть однодневным — с намерением переменить учителя, если этот окажется трудным или несговорчивым,
Автор: Акива Богданов, 27 лет. Ученик академии Иудаики (ешива Торат Хаим), г. Москва