Стремление к свободе и независимости заложено в людях с раннего детства — ярким примером служит кризис трёхлетнего возраста, когда ребёнок активно отстаивает свою автономию. У взрослых это стремление лишь усиливается. Разговоры о некоей «природной покорности» женщин не выдерживают критики, поскольку отношения господства и подчинения всегда формируются социальными структурами — политическим устройством, культурными нормами и распределением власти в обществе. Эти отношения не являются естественными, а создаются и поддерживаются конкретными историческими условиями.
Происхождение мифа о женском подчинении
Корни этого мифа уходят в андроцентризм — мировоззрение, в котором мужчина рассматривается как универсальная человеческая норма, а женщина — как второстепенное дополнение. Как отмечала социолог Шарлотта Перкинс Гилман, наша культура построена на негласном предположении, что мужчина олицетворяет человеческий тип, а женщина выполняет роль помощницы, чьё существование подчинено мужским интересам.
На протяжении веков подчинённое положение женщин подавалось как норма. Тех, кто сопротивлялся этой роли, маргинализировали или подвергали жестоким наказаниям — например, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. Социальное давление создавало иллюзию, что «правильная» женщина должна сама хотеть подчиняться, а инакомыслие жестоко пресекалось.
Почему некоторые женщины заявляют о любви к подчинению?
Баланс гендерных предписаний
Общество по-разному реагирует на заявления мужчин и женщин о подчинении. Если мужчина говорит, что любит подчиняться, это часто осуждается, тогда как от женщины подобное заявление может восприниматься как соответствие ожиданиям. Однако когда женщина говорит «мне нравится подчиняться», это не обязательно означает, что она довольна своим положением в целом. Речь может идти об отдельных аспектах жизни или даже о сознательном выборе в конкретных ситуациях, а не о тотальном принятии неравенства.
Подчинение как следствие патриархальной сделки
Социологи Елена Здравомыслова и Анна Темкина вводят понятие «патриархальной сделки» — негласного соглашения, по которому женщины в обмен на защиту и безопасность со стороны мужчин принимают подчинённую роль и соблюдают установленные гендерные границы. Это стратегия выживания в условиях неравенства, а не выражение истинных желаний.
Влияние гендерной идеологии
Культурные нормы и идеологии часто изображают женщин как существ, чьё естественное состояние — подчинение мужчинам. Как отмечала Нави Пиллэй, Верховный комиссар ООН по правам человека, такие установки могут быть настолько глубоко укоренены в общественном сознании, что становятся почти невидимыми, проявляясь лишь в своих последствиях: дискриминации, насилии и унижении. Люди могут воспроизводить эти шаблоны, даже не осознавая их.
Почему отношения господства-подчинения проблематичны?
Такие отношения по своей сути нездоровы. Подчинение означает, что один человек принимает решения единолично, а другой вынужден безропотно с ними соглашаться, лишаясь права голоса. В основе этого динамики лежит власть, сила и контроль.
Можно ли говорить о взрослых, зрелых отношениях между партнёрами, если один постоянно контролирует другого? Если бы подчинение было естественным для женщин, зачем обществу постоянно напоминать им об этом «предназначении»? И почему на протяжении истории женщины так часто восставали против подчинения, боролись за свои права и равенство?
Почему никому не нравится подчиняться постоянно?
Если отбросить условности ролевых игр, каждый человек в глубине души стремится быть хозяином своей жизни. Иерархическая модель, в которой считается, что одному нравится доминировать, а другому — подчиняться, уходит корнями в традиционный патриархальный уклад. Однако если представить обратную крайность — матриархат, где доминируют женщины, — становится ясно, что любая система, основанная на господстве и подчинении, нежизнеспособна и несправедлива.
Единственной здоровой альтернативой являются отношения партнёрства и сотрудничества, где оба участника равны, уважают автономию друг друга и совместно принимают решения. Именно на этом фундаменте можно построить по-настоящему комфортные и гармоничные отношения.
Лена Низеенко
