Сила мысли и самоисцеление: взгляд иудаизма на связь разума и тела

В статье рассматривается концепция самоизлечения силой мысли с точки зрения иудейской традиции и философии.

Вопрос читателя: мысль как инструмент исцеления

Вопрос возник в связи с предыдущей публикацией о сокрытии тайных знаний. Современный мир всё чаще исследует так называемый «эффект наблюдателя». Известные эксперименты наводят на мысль, что человек с помощью работы мозга, силы убеждения и визуализации может привлекать в свою жизнь определённые события, например, выздоровление. Это ставит вопрос: обладает ли человек реальной способностью к самоисцелению? Может ли он, представляя, как срастаются кости или гибнут раковые клетки, убеждая себя, что его организм — самоисцеляющий механизм, действительно влиять на физическое состояние? И как эта концепция соотносится с учением Торы?

Возможность влияния мыслью на природу

Автор признаёт, что воздействие на физическую реальность силой мысли теоретически возможно, однако подчёркивает, что это доступно далеко не каждому. В качестве примера приводятся практики, приписываемые индуистским йогам, — способность влиять на параметры тела, такие как замедление или временная остановка сердцебиения. Читатель интересуется, является ли такое явление мистическим и, следовательно, потенциально запрещённым в иудаизме.

Мистика в иудаизме: мир мысли и намерений

Обращаясь к более ранней статье («Почему скрывают тайное знание? Мир мысли и мир намерений»), автор напоминает, что мистика в иудаизме — это воздействие на уровне мира мысли. В нём выделяются два направления: «сверху вниз» (из мира мысли в природу, практическая мистика) и «снизу вверх». Знания о практической мистике являются побочным продуктом иудейского мистического учения и включают множество видов воздействия, большинство из которых в наше время запрещены к применению. Главная же цель мистики в иудаизме — построить в сознании систему намерений для служения Всевышнему на более высоком уровне.

На первый взгляд, самоисцеление мыслью тоже можно отнести к мистическим действиям и, следовательно, к запрещённым. Однако автор указывает на важное различие.

Медицина и мысль: где проходит граница?

Стандартная медицина, по сути, тоже является воздействием мысли на тело, но опосредованным — через материальные препараты. Создание лекарства — результат мыслительной деятельности врача, его наблюдений и рассуждений. Лечение чистой мыслью, без материальных носителей, — это, безусловно, иной, малоисследованный уровень, но он не обязательно является мистикой.

Ключевое различие: мысль человека и мир мысли

В чём же принципиальная разница? В статье проводится важное разграничение между миром мысли в человеческом сознании и общим, духовным миром мысли (совокупностью причин всех явлений в природе).

Сходство заключается в аналогии: осознанное действие человека начинается с мысли, которая его и порождает. Подобным образом, причину любого природного явления можно аллегорически назвать «мыслью».

Различие же фундаментально. Мысли человека связаны с телесными образами и понятиями, ограничены его физической природой и в основном «передвигают» уже существующие объекты. Общий мир мысли (духовный мир) не связан с телесностью, не ограничен ею и является причиной самого возникновения объектов, творя «нечто из ничего».

Таким образом, практическая мистика вызывает воздействие из общего мира мысли, приводя к возникновению нового. Способность же человека влиять мыслью на своё тело (например, на процессы заживления) — это «движение» уже существующего телесного объекта, а не творение из ничего.

Вывод: не мистика, но и не главная цель

Следовательно, такие способности, хотя и удивительны, не являются мистическим действием в иудейском понимании и сами по себе не запрещены — подобно тому, как не запрещена обычная медицина. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если их практика сопровождается идеологией, чуждой иудаизму. Тогда запрет накладывается не на действие, а на сопутствующую ему чуждую идеологию.

Почему же иудаизм не развивает эти способности специально, если они не запрещены? Автор поясняет: не всё, что разрешено, обязательно нужно делать. Главная роль еврейского народа — служение Всевышнему. Природа, наука, медицина, а также потенциальные способности к самоисцелению — всё это лишь инструменты для выполнения этой роли. Если достижение владения этими инструментами отнимает непропорционально много времени и сил, сама главная цель может быть утеряна.

Автор:Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.

Поделитесь своим опытом. Пришлите нам свой пост, который мы опубликуем в канале под вашим авторством.