Дети возвращаются из школы, и я делюсь с ними своими переживаниями и событиями дня. Они слушают с интересом. Когда же я спрашиваю: «А как у вас дела? Что было интересного?», часто слышу в ответ: «Ничего особенного. Обычная рутина».
Грусть и бессилие родителя
Эти слова вызывают у меня чувство глубокой грусти и родительского бессилия. Я прекрасно понимаю, о чем они говорят. Зачастую школьное обучение превращается в поток сухой теории, лишенной творчества и энтузиазма. Знания подаются так, что не находят отклика в душе ребенка, не вовлекают и не пробуждают искреннего интереса.
Где рождается «живое»?
Настоящая, «живая» жизнь для ребенка происходит не в стенах школы, а в семье, в кругу друзей, в его собственном внутреннем мире. «Живое» — это там, где ребенка видят и слышат, где учитывают его потребности, чувства и любопытство. Где у него спрашивают: «Чего ты хочешь?», «Как ты к этому относишься?», «Что ты чувствуешь?».
Конечно, нельзя сказать, что в школе этого нет совсем. Но таких моментов — критически мало. Преобладает формальность, где и ученики, и учителя зачастую просто «отбывают повинность».
Разговор по душам
В такие моменты я говорю детям: «Мне очень жаль, что вам приходится через это проходить». А они в ответ спрашивают: «А тебе в школе было интересно?»
И я честно отвечаю: «Часто — нет, не было. Но иногда попадались учителя, которые могли увлечь своим предметом или относились к нам по-человечески, тепло, неформально. Это было бесценно, и именно такие люди поддерживали общее желание ходить в школу. При этом я, будучи ребенком, не могла открыто признаться, что школа мне не нравится. Это считалось бы плохим поступком, и выдерживать было бы еще тяжелее. Максимум, что было позволено, — это «ненавидеть» какого-то конкретного учителя и обсуждать это с одноклассниками».
После такого разговора сын однажды сказал: «У нас тоже есть теплые учителя… А один преподает очень интересно. Значит, не все так плохо». Этот момент стал для меня важным напоминанием.
Школа как зона родительского бессилия
Отношения со школой — моя больная тема. Меня не устраивает выстроенный процесс, выбор предметов и их содержание. Не нравится перекос в сторону теории, которая не способна вдохновить ребенка. И это зона моего полного бессилия. Я живу в этой стране, и система здесь устроена именно так.
Я глубоко убеждена, что наше образование остается таким, потому что таков массовый запрос общества. Пока нет широкого спроса на учет эмоциональных потребностей детей, пока доминирует страх, что они что-то «упустят» (хотя на самом деле они упускают драгоценное время, которое можно было бы потратить с гораздо большей пользой), пока сохраняется инертность и боязнь перемен — все останется на своих местах.
И наоборот, когда значительная часть родителей начнет массово требовать другого образования, — тогда и начнутся изменения. Власть будет вынуждена подстроиться.
Поиск опоры в реальности
А пока что мне остается только признать горькую правду: ситуация неутешительна, школа во многом напоминает каторгу. И единственное, что мы можем сделать, — это опереться на те редкие ресурсы, которые в ней все же существуют. На учителей, которые, вопреки невыносимым для этого условиям, выбирают быть творческими и теплыми людьми. В нашем случае — еще и на общую доброжелательную атмосферу в школе.
Если бы я отрицала чувства детей, говоря, что «школа — это прекрасно» или «так надо думать», им было бы в разы тяжелее. Тяжело в школе, а поделиться этим нельзя. Когда же я признаю реальное положение вещей и помогаю им найти точки опоры внутри этой системы, моя позиция облегчает их переживания. Это помогает детям справляться с обстоятельствами, которые не в силах изменить даже их родители.
Текст написан в январе 2017 года
