Мои младшие дети возвращаются из школы. Я делюсь с ними событиями своего дня, своими переживаниями — они слушают с интересом. Но когда я спрашиваю: «Ну а у вас как дела? Что сегодня было интересного?», в ответ слышу: «Ничего особенного. Что вообще может быть интересного в школе? Обычная рутина».
Грусть и бессилие родителя
Эти слова вызывают у меня чувство глубокой грусти и родительского бессилия. Я прекрасно понимаю, о чем они говорят: о перегруженной теории, о скучной, лишенной творчества подаче материала, которая не находит отклика в душе ребенка, не вовлекает и не пробуждает искреннего интереса.
Всё по-настоящему интересное, «живое», происходит за пределами школьных стен — в семье, с друзьями, в собственном внутреннем мире ребенка. Живое — это там, где ребенок существует как целостная личность, со своими потребностями, чувствами и естественным любопытством.
Там, где его спрашивают: «Чего ты хочешь? Что ты чувствуешь по этому поводу? Как ты это пережил?»
Конечно, нельзя сказать, что в школе этого нет совсем. Но такого человеческого, неформального общения критически мало. Слишком многое сводится к формальности, где и ученики, и учителя словно «отбывают повинность».
Диалог поколений о школе
«Мне очень жаль, что вам приходится через это проходить», — говорю я детям. И тогда они задают встречный вопрос: «А тебе самой было интересно в школе?»
«Часто — нет, не было, — честно признаюсь я. — Но всё же иногда попадались учителя, которые могли увлечь своим предметом или относились к нам по-человечески тепло, не формально. Это было невероятно ценно. Именно благодаря таким людям в целом сохранялось желание ходить на занятия. Правда, будучи ребенком, я не могла открыто признаться даже себе, что школа мне не нравится. Тогда я почувствовала бы себя плохой, и выдерживать ежедневный марафон стало бы ещё тяжелее. Максимум, что было позволительно, — это «ненавидеть» какого-то конкретного учителя и обсуждать это с одноклассниками».
После моего рассказа сын задумчиво говорит: «У нас тоже есть теплые учителя… И один преподает очень интересно. Значит, не всё так плохо».
……………….
Система, запрос и родительская позиция
Отношения со школой — моя больная тема. Мне не нравится выстроенный процесс, выбор предметов и их содержание. Мне не нравится перекос в сторону сухой теории, которая не способна вдохновить молодой ум. И это зона моего полного бессилия — я живу в этой стране, и здесь всё устроено именно так.
Я глубоко убеждена, что наше образование остается таким, потому что таков массовый запрос общества. Пока нет широкого спроса на учет эмоциональных и личностных потребностей детей, пока доминирует страх, что они «что-то упустят» (хотя на самом деле они упускают драгоценное время, которое можно было бы потратить с гораздо большей пользой), пока царит инертность и боязнь перемен — система будет оставаться неизменной.
И наоборот, когда значительная часть родителей начнет массово требовать другого, человекоориентированного образования, — тогда и начнутся реальные изменения. Власть будет вынуждена под них подстроиться.
Опора на исключения и правда как поддержка
А пока что… Мне остается лишь честно признать правду: ситуация неутешительна, школа во многом напоминает каторгу. И единственное, что мы можем сделать, — это опереться на те редкие ресурсы, которые в ней всё же существуют. На учителей, которые, вопреки всем системным ограничениям, выбирают быть творческими и теплыми людьми. В нашей конкретной школе, к счастью, ещё сохраняется доброжелательная атмосфера.
Если бы я отрицала чувства своих детей, им было бы в сто раз тяжелее. Тяжело в школе, а поделиться этим нельзя — ты «неправильный». Признавая же реальное положение вещей и помогая им найти точки опоры внутри этой системы, я занимаю позицию, которая облегчает им жизнь в обстоятельствах, которые не в силах изменить даже их родители.
Текст написан в январе 2017 года