Проблема «малознайки+малоумейки»: как система образования может раскрыть человеческий потенциал

Сообщество Хакнем выражает искреннюю благодарность своим читателям, которые активно делятся личным опытом, авторскими историями, стихами и заметками. По многочисленным просьбам мы начинаем публиковать наиболее интересные материалы в наших каналах.

Мы гордимся тем, что наша аудитория состоит в основном из образованных, вдумчивых и культурных людей. Безусловно, каждый из нас уникален — мы различаемся объёмом знаний, жизненным опытом, сферой интересов и многими другими параметрами. У нас разные базовые установки, авторитеты в понимании мира, профессиональные области и методы достижения целей.

Практический взгляд на образование

Сегодня мы хотим познакомить вас с уникальным материалом, присланным нашим читателем. Автор, имеющий непосредственный опыт в сфере образования, предложил изложить свои идеи в научно-популярном формате. Главный тезис его авторской системы заключается в том, что качество образования и воспитания можно кардинально и быстро улучшить, тем самым решив ключевые проблемы всех участников учебного процесса. Представляем вашему вниманию его первую публикацию:

Каждый человек от природы обладает огромным, часто нераскрытым потенциалом и уникальными талантами. Если бы этот потенциал был полностью реализован, человек мог бы достичь уровня великих учёных, мастеров и мыслителей, а в некоторых случаях — даже превзойти их. Реализация этого внутреннего ресурса позволяет эффективно решать как личные, так и общественные проблемы.

Однако с рождения этот потенциал находится в «замороженном», слаборазвитом состоянии. Лишь немногие — исключительно талантливые, волевые и целеустремлённые люди — смогли частично «разморозить» его, и даже этого хватило для впечатляющих достижений. Для всех остальных гарантированным способом раскрытия возможностей должна стать продуманная, оптимально выстроенная система образования и воспитания.

Цифры, которые заставляют задуматься

Какова же примерная степень реализации человеческого потенциала? Даже самые выдающиеся учёные, мастера и мыслители, по оценкам, использовали лишь около 1% своих возможностей — и этого хватило для грандиозного успеха. Остальные 99% так и остались невостребованными из-за несовершенства человека и общества. Обычные люди реализуют свой потенциал и того меньше — практически на микроскопическом уровне.

Основная катастрофическая проблема каждого человека может быть описана двумя словами: «малознайка+малоумейка». Именно из-за этого человек становится проблемой и для себя самого, и для общества. Правильно организованная система образования призвана решить эту проблему, чтобы каждый мог знать и уметь достаточно много полезного и актуального.

Мудрость Сократа и уроки жизни

Ещё древнегреческий мыслитель Сократ обозначил эту проблему, заявив: «Я знаю, что ничего не знаю» — имея в виду сравнение с тем объёмом знаний, который в принципе возможен. Это высказывание — образец честности, скромности и осознания масштаба проблемы «малознайки+малоумейки».

Часто лишь на закате жизни люди начинают смутно понимать, какие методы, принципы и подходы в образовании были бы для них оптимальны. Незнание этих вещей приводит к упущенным возможностям и снижению качества жизни. Идеальная система образования должна обеспечить, чтобы выпускники школы твёрдо знали и умели то, о чём многие лишь догадываются в старости.

#хакнем_посты (рубрика для публикаций наших подписчиков. Подпишитесь на этот хэштег, чтобы не пропустить новые материалы.)

Автор: Александр, специалист системы образования, неофилософ.