Разъяснение библейского запрета на кредиты между евреями: исторический и экономический контекст

В предыдущей статье, посвящённой еврейской мудрости, мы подробно разобрали, почему иудейская традиция запрещает давать деньги в долг под проценты соплеменнику, но разрешает делать это по отношению к нееврею. Этот анализ был ответом на цитату из книги Второзаконие, которую привёл один из наших читателей:

«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу (гою) отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост…» (Второзаконие 23:19-20)

В той дискуссии мы пришли к выводу, что сам по себе кредит (или долг под проценты) является позитивным экономическим инструментом, если им разумно пользоваться. Фактически, вся современная банковская система и экономический рост основаны на кредитовании. Именно это позволило человечеству совершить гигантский скачок в производстве и технологиях, подарив нам всё изобилие благ — от автомобилей и жилья до компьютеров и смартфонов. Также мы объяснили религиозно-этическую причину, по которой еврей не может брать проценты с другого еврея.

Спорная интерпретация: кредит как орудие порабощения?

Однако некоторые внимательные подписчики обратили наше внимание на то, что цитата была приведена не полностью. В её продолжении упоминается овладение землёй. По их мнению, это указывает на то, что ростовщичество в тексте представлено как метод подчинения стран и народов.

Давайте обратимся к полному тексту отрывка, чтобы проверить эту гипотезу:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.» (Второзаконие 23:19-20)

Ключевой фразой, вызвавшей споры, стала заключительная часть: «...чтобы овладеть ею...». Из этого некоторые делают вывод, что долг под проценты — это инструмент для захвата земли и порабощения её народа.

Контекстуальный и филологический анализ

При внимательном прочтении становится ясно, что слова «...чтобы овладеть ею...» носят в данном контексте второстепенный, описательный характер. Основная мысль стиха заключается в обещании благословения за соблюдение закона. Текст прямо говорит: за исполнение этой заповеди (давать в рост иноземцу, но не брату) евреи получат благословение Божье во всех делах рук своих.

Где же они получат это благословение? На своей земле. О какой земле идёт речь? О Ханаанской земле, которую народу предстояло завоевать и которая впоследствии стала Землёй Израиля. Таким образом, фраза «в землю, которую ты идешь, чтобы овладеть ею» просто указывает географический и исторический контекст, место, где будут применяться эти законы и где проявится благословение.

Был ли кредит орудием захвата?

Итак, можно ли на основании этого текста утверждать, что ростовщичество предписывалось как средство порабощения земли? Абсолютно нет. В библейском повествовании нет ни одного указания давать деньги в рост местным ханаанским народам с целью последующего захвата их территории. Завоевание Ханаана, согласно Писанию, происходило военным, а не финансовым путём. Закон же «иноземцу отдавай в рост» должен был применяться уже после заселения земли, в рамках построения справедливых экономических отношений внутри общества и с соседями. Соблюдение этого закона, по обещанию, должно было принести процветание и Божье благословение на этой земле.

#хакнем_иудаизм (подписывайтесь на наш новый хэштег для глубоких разборов)

Автор: #захарья_мататьяу 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.