В нашей предыдущей статье, посвящённой еврейской мудрости, мы подробно разбирали, почему согласно традиции еврею запрещено давать деньги в долг под проценты другому еврею, но это разрешено в отношении нееврея. Это был ответ на библейскую цитату, которую привёл один из наших читателей:
«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу (гою) отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост…» (Второзаконие 23:19-20)
В той дискуссии мы подчеркнули, что сам по себе кредит (или долг под проценты) — это инструмент, который может быть благом, если им разумно пользоваться. Ведь современная мировая экономика и банковская система во многом построены на кредитовании, что привело к невиданному росту производства и технологий. Благодаря этому мы сегодня имеем доступ к автомобилям, жилью, компьютерам, смартфонам и множеству других благ цивилизации. Также мы объяснили религиозно-этическую причину, лежащую в основе запрета на процентные займы между евреями.
Спорная трактовка: кредит как орудие захвата?
Однако некоторые внимательные подписчики обратили наше внимание на то, что цитата из Писания была приведена не полностью. В её продолжении упоминается овладение землёй. По их мнению, это указывает на то, что в тексте речь идёт о ростовщичестве как об инструменте экономического порабощения целых стран и народов.
Давайте обратимся к полному тексту отрывка, чтобы понять истинный замысел:
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.» (Второзаконие 23:19-20)
Ключевой фразой, вызвавшей споры, стала заключительная часть: «...чтобы овладеть ею...». На основании этих слов был сделан вывод, что долг под проценты представлен здесь как средство для захвата чужой территории.
Контекстуальное прочтение: благословение, а не порабощение
При внимательном анализе становится ясно, что слова «...чтобы овладеть ею...» носят в данном контексте второстепенный, описательный характер. Основная мысль высказывания заключается в другом: за соблюдение этого закона (запрета на проценты между братьями) народ получит Божественное благословение во всех своих трудах.
Где же это благословение должно проявиться? На той самой земле, которую народу предстоит завоевать. Речь идёт о земле Ханаанской, будущей Земле Израиля. Таким образом, последовательность мыслей такова: соблюдайте заповедь → получите благословение в своих делах → это поможет вам укрепиться на земле, которую вы идёте завоевать.
Где же здесь указание на порабощение земли с помощью ростовщичества? Разве в тексте говорится, что нужно давать деньги в рост местным народам, чтобы захватить их земли? Конечно, нет! Исторически народ Израиля не давал кредиты хананеям. Земля была завоёвана военным, а не финансовым путём. И уже находясь на этой земле, народ должен был применять закон: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост». Соблюдение этой социально-экономической заповеди внутри общества должно было стать залогом процветания и Божьего благословения на новой родине.
#хакнем_иудаизм (подписывайтесь на наш новый хэштег для глубоких разборов)
Автор: #захарья_мататьяу 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
