....На моей терапевтической группе женщина громко рисовала. Забавно звучит "громко рисовала". Однако это было именно так. Она что-то штриховала, и бегающий по бумаге карандаш издавал довольно-таки громкий звук.
Половина группы это заметили. И звук им не понравился. Но они промолчали.
Спустя пару часов, когда групповой процесс укатился далеко-далеко, а я предложила участникам исследование в реальном времени - одна из шести все-таки выразила вслух свое недовольство. Почти что была вынуждена.
И тогда к ней присоединились остальные пять.
Все говорили одно и тоже - что звук мешал.
....Потому что "нарушительница" сама должна была догадаться...
...Потому что мне не хотелось ее обижать
...Потому что боялась нарваться на агрессию!
...Потому что делать замечания не хочу, а как по-другому обозначить границы - не знаю.
...В общем, все именно так и произошло. Все терпели и стойко молчали.
Рисовавшая женщина была ошеломлена.
...Мы немного поговорили о феномене.
Все согласились с тем, что их нужно обозначать. Но как?
Увы, традиция предписывает терпеть. Многие так и делают - терпят, пока не накроет гнев.
Прислушиваться к себе, к только что возникшему раздражению не в традиции. А ведь это самый удачный момент, когда еще есть ресурс отнестись к человеку, который не знает, где проходит чья-то граница, с уважением.
Например, так:
Или еще проще:
Ответственность того, кто считает свои границы нарушенными - обозначить их. Многое в дальнейшем контакте зависит от того, была ли просьба, или все же упрек, претензия, поучение..
Если вас научили, что другие важнее, или есть опыт агрессии, когда вы пытались себя защищать - вы будете переживать страх обозначить границы, и будете помалкивать. Пока накопленный гнев не вырвется наружу.
Просьба - это единственный контактный способ договориться на границах в отношениях равных. Ни поучения, ни замечания, ни нападения не являются контактными, ибо воспроизводят детско-родительские отношения. Кто-то становится "родителем", кто-то "ребенком". Со всеми вытекающими из сценария последствиями.
Текст написан в январе 2016 года
Автор иллюстрации Саша Луки