Многие из нас думают, что чувства - это помеха. Потому что "мешают" не переживать боль, разочарование, злость, они "выдают" нашу человечность, и "подставляют" под удар критики и насмешек.
А кто высмеивает? Кто разочаровывается? Кто не выдерживает ваши чувства? Ну конечно же, те люди, которые тоже подавляют свои чувства.
Вы когда-нибудь наблюдали за детьми? Они переживают много чувств: плачут, если уходит мама, злятся, если их заставляют надевать неудобную одежду или заставляют съесть еду, которую они не хотят. То есть они реагируют естественно.
Чувства призваны "обозначить", "показать", что происходит. Они "обозначают" потерю, или "признают" насилие.
Это одно из назначений чувств - они маркируют происходящее.
Подавляя свои чувства, мы перестаем замечать не только насилие, не только потери, но и много что еще.
Парадокс в том, что мы обесцениваем то, что нам жизненно важно: начинаем высмеивать, презирать и бояться чувств, то есть уходим все дальше от естественности, от того, что делает нас людьми.
Однако это еще не все. Чувства помогают прожить трудные состояния. Посмотрим снова на детей. Расстроившийся ребенок может поплакать, и, если его чувства не высмеяли и не застыдили, а поняли и поддержали, часто успокаивается и продолжает жить своей жизнью - играть, осваивать этот мир.
Взрослые, тем не менее мастерски останавливают свои процессы проживания - берут себя в руки, не распускают нюни, и не обращают внимания на мелочи.
Однако чувства важно признать: "Я расстроен, потому что...", "Я проживаю... завершение отношений и грущу", "Пару лет назад я сделал неверный вывод, и теперь горюю о нем".
Признания чувств достаточно, чтобы процессы горевания, завершения, разочарования, примирения с реальностью продолжились и завершились.
Когда наши внутренние процессы завершаются, мы становимся опытнее и мудрее. Мы терпимо относимся к чувствам других людей, особенно если они признаны этими людьми и обозначены. Так мы наращиваем опыт, так мы остаемся человечными.
Если же мы подавляем свои чувства, мы не можем ни одну ситуацию прожить до конца, и остаемся на одном и том же уровне: маленького ребенка, которому не позволили чувствовать, и который смертельно боится, что его высмеют или отвергнут за то, что он живой.
Художник Марина Петрусь