Вопрос к раввину: «Как следует относиться к библейским описаниям истребления местных народов при завоевании Земли Обетованной?»
Контекст библейского повествования
Ранее мы уже затрагивали эту тему в широком историческом контексте. Теперь же давайте подробно разберём, что именно сообщают еврейские священные тексты — Тора и книги Пророков — о событиях, связанных с заселением земли Ханаана, которая позже стала известна как Земля Израиля.
Стоит отметить, что подробные описания этих событий сохранились исключительно в ветхозаветной части Библии. Внебиблейские исторические источники и археологические данные не содержат прямых независимых подтверждений этих конкретных эпизодов. Согласно библейскому мировоззрению, Всевышний, как Творец неба и земли, является абсолютным Владельцем всего сущего. Следовательно, именно Он, как верховный Собственник, имеет право перераспределять земли между народами по Своему усмотрению.
Божественный суверенитет над жизнью и смертью
В рамках этой теологии, Бог также обладает абсолютной властью над жизнью и смертью — Он дарует существование и вправе его прекратить, руководствуясь Своими, не всегда понятными человеку, высшими соображениями. Можно оспаривать эту точку зрения, но необходимо признать логическую последовательность: тот, кто даёт жизнь, имеет моральное право её забрать. Именно Он может ниспослать суд в форме истребления, как это произошло, например, с городами Содом и Гоморра.
Повеление завоевать Ханаан и его условия
Согласно Писанию, после Исхода из Египта Бог открыл израильтянам, что народы Ханаана погрязли в тяжких преступлениях и моральном разложении. Поскольку эта земля была предназначена для особой, святой цели, Он постановил отнять её у хананеев и передать евреям, которые должны были хранить её святость. При этом израильтянам было строго предупреждено: если они последуют путём предыдущих жителей, их постигнет та же участь.
Изначально евреям было приказано изгнать эти народы. Перед самым входом в Ханаан они, согласно некоторым толкованиям, предложили местным жителям покинуть территорию добровольно. Один из народов, гиргашиты, якобы принял это предложение и избежал уничтожения. Тех же, кто остался, Бог повелел истребить, дабы они не совратили израильтян к идолопоклонству и безнравственности.
Современные оценки и божественный авторитет
Кто-то может заявить, что такие действия негуманны и противоречат, например, современным международным нормам, таким как Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида 1948 года. Возможно, это так. Однако с религиозной точки зрения возникает вопрос: обязан ли Творец вселенной следовать решениям международных организаций? Согласно вере, именно Он является верховным Владыкой мира, а не ООН. В истории, описанной в Библии, Он уже не раз вершил суд: всемирный Потоп, уничтожение Содома, наказания самих израильтян. Приказ об уничтожении хананеев представлен как ещё один акт этого суда.
Почему миссия была поручена людям?
Здесь возникает ключевой вопрос: Почему в данном случае Бог не совершил суд Сам, как в Содоме, а поручил это израильтянам?
Ответ, предлагаемый традицией, таков: изначально, на второй год после Исхода, Бог обещал изгнать народы Ханаана чудесным образом, без необходимости ведения войн, подобно казням египетским. Однако израильтяне, усомнившись в этом обещании, потребовали сначала послать разведчиков. Это неверие лишило их права на чудо и стало причиной 40-летнего странствия в пустыне. В результате завоевание земли стало их задачей, которую нужно было выполнить уже военным путём.
Человеческий фактор: милосердие против повеления
Важный аспект заключается в природе самих евреев, которую традиция описывает как склонную к милосердию (на иврите — «рахманим»). Исполнение сурового приказа об истреблении стало для них тяжелейшим внутренним испытанием. Во многом они не смогли довести его до конца, и часть хананейских народов уцелела. Впоследствии это привело к духовным проблемам и идолопоклонству в Израиле, за что народ сам неоднократно был наказываем.
В чём суть претензий?
Таким образом, если у кого-то есть претензии к событиям, описанным в Книге Иисуса Навина, следует понимать, что, согласно тексту, инициатором был Сам Создатель — верховный Хозяин жизни и смерти. Следовательно, вопросы и претензии, с религиозной точки зрения, должны быть адресованы именно Ему.
Альтернативный взгляд: историческая критика
Конечно, существует и совершенно иной, светский подход. Его сторонники могут утверждать, что никакого Божественного откровения не было, а история была сконструирована или мифологизирована самими древними израильтянами для обоснования своих территориальных претензий. В этом случае весь Ветхий Завет становится продуктом человеческого творчества, религиозным эпосом. А если так, то и говорить о «геноциде» как о реальном историческом событии, со всеми современными этическими оценками, становится некорректно — мы имеем дело не с отчётом, а с богословским нарративом.
#хакнем_иудаизм (подписывайтесь на наш новый хэштег для глубокого изучения тем)
Автор: #захарья_мататьяу 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
