Часто в адрес иудейской традиции звучит сложный вопрос: как совместить повеления о завоевании Ханаана с современными представлениями о морали и праве народов на самоопределение? Давайте разберёмся, что об этом говорят первоисточники и какую интерпретацию предлагает религиозная мысль.
Единственный источник и его контекст
Стоит сразу отметить, что подробное описание событий завоевания земли Ханаанской сохранилось исключительно в текстах Ветхого Завета (Торы и книг Пророков). Внебиблейские исторические свидетельства того периода, касающиеся именно этих событий, практически отсутствуют. Это создаёт уникальную ситуацию, где повествование и его толкование целиком опираются на религиозный текст.
Теологическая основа: Воля как высший закон
Согласно библейскому мировоззрению, ключевым является принцип верховной власти Творца над миром. Поскольку Всевышний является Создателем всего сущего, включая землю, Он обладает безусловным правом распоряжаться ею по Своей воле. В этой парадигме передача земли от одного народа другому — не вопрос политики или силы, а исполнение высшего, божественного решения. Аналогично, вопросы жизни и смерти также находятся в Его ведении, что проявлялось, согласно Писанию, в таких событиях, как Всемирный потоп или разрушение Содома.
В контексте Ханаана Библия объясняет, что местные народы были осуждены за серьёзные нравственные и религиозные преступления. Земля, считавшаяся святой, была отнята у них и обещана еврейскому народу — но с важным условием: евреи должны были хранить её святость. В случае нарушения этого завета их ждала бы та же участь.
Механика завоевания: от предложения до приказа
Интересно, что процесс заселения земли, согласно тексту, начался не с немедленного насилия. Евреям было предписано вначале предложить местным жителям покинуть территорию добровольно. Один из народов, гиргашиты, принял это предложение и избежал уничтожения. Жесткие меры в отношении оставшихся народов были, согласно повествованию, мотивированы необходимостью оградить евреев от пагубного влияния их обычаев и идолопоклонства.
Конечно, с позиции современного международного права, особенно после принятия Конвенции ООН 1948 года, такие действия классифицируются как геноцид. Однако с религиозной точки зрения возникает вопрос о юрисдикции: законы, установленные человеческими институтами, не могут быть выше воли Создателя, который является подлинным «хозяином мира».
Почему именно евреи? Роль человеческого выбора
Здесь возникает важный нюанс: почему Всевышний не уничтожил ханаанские народы Сам, как это было с Содомом, а поручил это евреям? Ответ, предлагаемый традицией, связан с историей неверия. Изначально Бог обещал изгнать народы чудесным образом, без кровопролитных войн. Однако после того как евреи, усомнившись, потребовали послать разведчиков, они лишились права на это сверхъестественное завоевание. В наказание они 40 лет скитались по пустыне, а затем были вынуждены завоёвывать землю сами, уже военным путём.
Испытание милосердием и его последствия
Важный аспект, на который обращает внимание раввинистическая мысль, — природная склонность евреев к милосердию (рахманут). Для них исполнение сурового приказа стало тяжёлым духовным испытанием. Во многом они с ним не справились: многие ханаанские народы не были изгнаны или уничтожены, а остались жить рядом. Впоследствии, как утверждает Библия, именно их дурное влияние стало одной из причин грехов, бед и наказаний, которые постигли самих евреев.
Вместо заключения: два взгляда на историю
Таким образом, религиозная позиция такова: ответственность за события в Ханаане лежит не на еврейском народе как таковом, а на Том, кто отдал приказ — на Создателе, дающем и забирающем жизнь по Своей воле.
Однако существует и совершенно светский взгляд. Если отрицать божественное происхождение Писания и рассматривать его как продукт человеческого творчества, то вся история завоевания становится мифом, национальным эпосом или «еврейской сказкой». В этой парадигме вопрос о реальном историческом геноциде на основании только библейского текста остаётся открытым и недоказуемым, что полностью меняет рамки дискуссии.
# хакнем_иудаизм ( ? подпишитесь на наш новый хэштег )
Автор: #захарья_мататьяу 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.