(Фрагмент из книги «Красная таблетка-2. Вся правда об успехе»)
В философии было направление так называемой «гуманистической идеологии». Мол, каждый человек — это нечто и что-то с чем-то, надо лишь вглядеться внутрь него, помочь ему найти себя и раскрыть в нём его дарования.
В эту дуду дули многие известные психологи – Карл Роджерс, например, Эрих Фромм, Рэлло Мэй, Джеймс Бьюдженталь, Виктор Франкл, и многие-многие другие. Впрочем, психологи они и правда были хорошие.
Проблема в том, что из всего того, что они наговорили, в массовой культуре осталось только то, что у всех есть «личность», но мало в ком обнаруживается хоть какая-то ценность.
На самом деле, психологи-гуманисты говорили и о личной ответственности человека за свою жизнь, и о необходимости понимать, принимать и поддерживать других людей, о неизбежности страданий и важности превозмогать свой природный эгоизм.
Они говорили об обязательности работы над собой, своими привычками и слабостями. Впрочем, согласитесь, это ведь так скучно! Куда приятнее «искать себя» — вот это реально круто.
Но пустое это дело — все ответы на данные животрепещущие вопросы уже давно сформулированы.
Без культуры, воспитания и социальных обязательств мы — жалкие, лысые, слабые, агрессивно-трусливые, завистливые, вороватые приматы с неоправданным лидерскими, а то и вовсе тоталитарными замашками.
Гуманистическая психология хороша для тех, кто уже достиг ощущения собственной ответственности за то, что с ним происходит в его жизни. А на неокрепшие мозги она действует как солнце на масло — оно сначала плавится, течёт, а потом гниёт.
Представьте себе на секунду общество, в котором от человека больше не станут требовать быть реализовывать свой фантастический, но запрятанный потенциал.
Подумайте только, какое невероятное количество людей испытало бы облегчение!
Нам иногда кажется, что вменить другим людям некую великую миссию, сказать им, что они «могут, а значит должны» — это что-то очень хорошее, такое правильное, светлое, мотивирующее! Даже если это то самое — «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что»…
Но я так не думаю. Наоборот, это те самые «благие намерения», которыми, согласно Данте, «выстлана дорога в Ад».
На вопрос «Чего ты хочешь?» человек мог бы просто сказать: «Да я ничего такого особенного и не хочу. Мне и так норм». Честный, красивый, понятный ответ.
И он не стыдный ровно до тех пор, пока кто-то не придёт с мерзкой загадочной фразой: «Так, те, кто хотят “успеха-успеха”, — те нормальные. А кто не хочет — тот тварь дрожащая и права не имеет». Почему? В связи с чем?..
Зачем сподвигать на нечто «великое» множество пассивных обывателей, которым и так неплохо живётся? В такой конкурентной борьбе они, мотивируй их или нет, всё равно проиграют. А потом будут стыдиться себя, своей жизни, своего существования, ненавидя при этом весь мир.
Ради чего это всё? Для соответствия идеалистическим представлениям о человеке, которые в XVIII веке выдумали какие-то придворные мудрецы-французы — Руссо, Дидро, Вальтер и прочая писучая публика?
Но и эти представления о человеке, после XX века с его концлагерями, газовыми камерами, ГУЛАГами, террористическими актами, атомными бомбами, уже точно не могут быть теми же, чем когда-то при французском дворе.
Желание людей казаться лучше, чем они есть, неплохо, пока мозг человека формируется — то есть, до двадцати пяти лет. Но после того, как он сформировался, ставить планку выше той, что может быть им взята, просто бессмысленно.
Порой научиться быть хорошим человеком куда лучше, чем метить в гения и супергероя, не имея на то ни малейших шансов.
Человек не обязан хотеть доставать звезды с неба, создавать шедевры и превращать камни в золото. Он должен быть тем, кто он есть, кем он на самом деле хочет быть.
Короче говоря, дайте тем, кому это и в самом деле нужно, возможность выдохнуть и сказать: «Я не хочу». Не заставляйте их повторять: «Я не знаю, чего я хочу». Они знают, их мозг знает.
Они там, где они есть, именно потому, что они этого и хотят – не славы, не успеха, не миллионов, а просто спокойной, нормальной, полной нехитрых удовольствий жизни. Почему нет? Что в этом плохого?
Если же мы и вправду считаем, что каждый человек имеет право на свою жизнь, дайте им (или себе) возможность спокойно прожить их (или вашу) жизнь, без чувства стыда, что вы не оправдали каких-то и непонятно чьих ожиданий.
Но есть тут и другой поворот. Сейчас вы всё это прочли. Что вы чувствуете? Как вам, если так – без амбиций, без хрустальных мечт и прочей ерунды? Спокойно?
Что вы ощущаете в себе, когда произносите фразу: «А я ничего такого особенного и не хочу. Всё нормально. Меня, в целом, всё устраивает»?
Попробуйте, произнесите.
Если спокойствия прибавилось — то и хорошо, и правильно, а книга эта вам больше ни к чему, своё дело она уже сделала.
Но если же за моментом спокойствия внутри вас поднимается, вдруг, какое-то сопротивление… То, возможно, мы должны продолжить нашу работу дальше.
(Фрагмент из книги «Красная таблетка-2. Вся правда об успехе»)