Этот пост подготовлен подписчиком сообщества «Хакнем» для специальной рубрики #хакнем_посты, где публикуются материалы наших читателей.
Дорогие друзья проекта «Хакнем вместе»!
В рамках нашего обсуждения предлагаю рассмотреть важную тему: «Мировые религии о трезвости». Мы проанализируем, как различные религиозные учения — индуизм, сикхизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам и вера бахаи — оценивают проблему пьянства и употребления одурманивающих веществ. Начнём с одной из древнейших религий — индуизма.
Сущность индуизма и его основы
Прежде чем говорить об отношении индуизма к алкоголю, важно понять саму суть этого вероучения и его взгляд на Единого Бога. На первый взгляд, индуизм представляет собой сложный пантеон многочисленных божеств. Однако при более глубоком изучении становится ясно, что все эти божества являются различными проявлениями единой Высшей Силы — Брахмана (Брахмы). Это фундаментальное положение позволяет рассматривать индуизм как целостную религиозную систему, проявляющуюся в разнообразных формах.
Индуизм сформировался на территории древней Индии в результате синтеза верований пришедших с севера арийских племён и местного населения — дравидов. Этот процесс занял длительное время и относится примерно к периоду 4 тысячи лет назад.
Основу вероучения составляют священные тексты — Веды и Упанишады. Из них произошли другие ключевые писания: «Рамаяна», «Махабхарата», «Законы Ману» и прочие.
Ведические принципы и осуждение пьянства
Одним из центральных принципов, изложенных в Ведах, является полный отказ от употребления алкоголя и любых веществ, одурманивающих разум. Интересно, что в одном из гимнов «Ригведы» встречается описание божества Индры, употребляющего спиртное. Однако это описание носит скорее сатирический и предостерегающий характер. Оно показывает, как даже бог, выпив вина, опускается до уровня обычного человека: начинает хвастаться, ведёт себя вызывающе, затем впадает в буйство, за которым следуют слёзы и раскаяние с похмелья.
Религиозный текст «Мудгала-Упанишада» содержит прямое осуждение: «Тот, кто изучает истину Упанишад, будет очищен от огромного греха пьянства».
«Законы Ману»: нравственный кодекс
Особое место в индуизме занимает древний свод правил «Законы Ману», составленный во II веке до н.э. Он даёт предписания для благочестивой жизни в общественной и религиозной сферах. Вот некоторые его статьи, касающиеся пьянства:
- «Пьянство, игра в кости, женщины и охота – по порядку перечисления – эту четверку надо считать наихудшей в группе пороков» (7:50);
- «Пренебрежение Ведой, порицание Веды, лжесвидетельство, убийство друга, поедание запрещенной и несъедобной пищи – преступления, равные пьянству» (11:57);
- «Брахман, отупевший от пьянства, может пьяным попасть во что-нибудь нечистое или совершить другое, чего нельзя совершать» (11:97);
- «Пьянице придется пройти через состояние червей и насекомых, моли, питающихся навозом птиц и причиняющих вред животных» (12:50). Здесь речь идёт о кармических последствиях и будущих перерождениях, согласно индуистским верованиям.
Осуждение в эпической литературе
В пятой части великого эпоса «Рамаяна» описывается, как божественный Хануман, прибыв на остров Ланка, становится свидетелем неприглядного пиршества:
«Достойный Хануман увидел праздных,
погрязших в пьянстве и других соблазнах
владельцев колесниц златообразных,
услышал брань и гул речей бессвязных.
Одни махали, в помощь сквернословью,
другие липли к женскому сословью».
Другой популярный памятник литературы, «Панча-тантра» («Пять Заповедей», IV век н.э.), в рассказе «Разъединение друзей» также содержит насмешливое и осуждающее описание поведения пьяного человека:
«Слабеет, мелет ерунду, всё валит по пути, бранится,
дерзит и груб себе же на беду, – вот пьяница! – пора бугом
ониться…»
Современная позиция
Приведённые выдержки из священных и нравственных текстов индуизма однозначно свидетельствуют о строгом осуждении пьянства в этой религии. Эта позиция находит отражение и в повседневной жизни большинства её последователей, которые сознательно воздерживаются от алкоголя и наркотиков.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами, отвечая на вопрос об отношении их традиции к спиртному, заявил: «У нашей духовной традиции нет никаких отношений со спиртным, любые формы наркотического опьянения запрещены людям, которые хотят практиковать тот или иной вид йоги, ту или иную форму духовной практики. Духовная практика, к какой бы религиозной традиции она не принадлежала, не совместима с алкоголем или с любыми наркотиками, которые затмевают разум, тогда как для молитвы, для обращения к Господу нужна полная ясность сознания».
#хакнем_посты (рубрика для размещения постов наших подписчиков. Подпишитесь на этот хэштег, чтобы не пропускать новые материалы)
Автор: Иван Иванов, образование — высшее, в настоящее время — пенсионер Министерства обороны РФ.