Когда собственная боль поглощает всё: почему мы становимся слепы к страданиям других

Когда человек полностью поглощен собственными страданиями, у него не остается внутренних ресурсов, чтобы замечать чувства и потребности окружающих. Собственная боль становится настолько всепоглощающей, что вытесняет все остальное.

Эгоцентризм страдания

В таком состоянии человеку становится безразличен партнер, собственные дети, проблемы экологии или мировые события. Пока внутри существует "заряженная" эмоциональная зона, наполненная непережитыми чувствами, все остальное отходит на второй план. Если вам катастрофически не хватает любви и принятия, вы перестаете замечать, есть ли у близких ресурс, чтобы дать вам это. Вы будете требовать, не видя их усталости.

Человек настолько захвачен собственной нуждой, обидой или ощущением несправедливости, что в его душе не остается "места" для других переживаний. Все остальные потребности — и свои, и чужие — блекнут перед лицом острой эмоциональной боли.

История, которая иллюстрирует проблему

Одна девушка годами пыталась достучаться до своей матери. Она отчаянно нуждалась в том, чтобы мать признала ее страдания — депрессию, булимию, самоповреждения. Ей было жизненно важно получить материнское принятие своих чувств.

Но мать не могла этого сделать. Она была убеждена, что создала для дочери идеальное детство — то, о котором сама могла только мечтать. Ведь ее собственное детство было наполнено одиночеством ("пятидневка" в детском саду), страхом перед требовательными воспитателями и агрессивными врачами. Изо всех сил она пыталась спасти дочь от того бесправия и отчаяния, которые пережила сама.

Дочь не ходила в садик, ее оберегали от врачей, мать посвящала ей все свое время. Что же пошло не так?

Мать не могла поверить в страдания дочери. Для нее это было отрицанием всех ее титанических усилий. "Как она может чувствовать себя плохо, если у нее было то, о чем я мечтала?" — думала она. Дочь же нуждалась не в идеальных условиях, а в простом признании: "Да, я вижу, что тебе больно. Твои чувства имеют право на существование".

Мать не смогла на это пойти. Она отрицала реальность переживаний дочери. В ответ девушка погружалась в еще большее отчаяние. Ее мир сузился до размеров ее боли. Все вокруг казалось холодным и безразличным. Люди разделились на тех, кто ее "понимает" (и потому ценен), и тех, кто "не понимает" (и потому незначим). Понимание стало единственным критерием ценности человека.

Корень проблемы: незаживающие раны и сверхценные идеи

Все это произошло потому, что в глубине души девушке отчаянно нужно было, чтобы мать признала ее право на собственные чувства. Но этого признания не случилось.

Мать слишком глубоко вложилась в свою иллюзию — идею о том, что можно построить счастливое детство, просто избегая ошибок своего прошлого. Она отдала этому все свои силы. А легко ли признать, что твои огромные, истощающие усилия оказались напрасными или даже вредными?

Вероятно, нет. Для этого требуется огромное мужество — посмотреть на себя со стороны и принять свою неидеальность. Гораздо проще продолжать верить в правильность выбранного пути.

Когда человек охвачен "сверх-идеей" (стать идеальным родителем, вырастить ребенка без травм, построить идеальные отношения), эта идея становится эмоционально заряженной сверхценностью. И существует большой риск, что в пространстве реализации этой идеи (например, в отношениях с ребенком) возникнет полярная сверхценность.

Эта новая сверхценность (например, убеждение ребенка в том, что его детство было травмирующим) будет опровергать все, во что вы верите. Она будет обесценивать ваши самые значимые достижения и настаивать на ценности того, что вы считали ущербным. Проще говоря, ваш ребенок обвинит вас именно в том, что вы считали своим главным родительским успехом.

Замкнутый круг боли

Непрожитая, непроработанная боль одного человека порождает новую боль в другом. И обоим становится не до многообразия мира, не до красоты, не до глобальных проблем. Они полностью поглощены своей личной драмой, которая разворачивается на крошечной сцене их отношений, но заполняет собой всю вселенную их восприятия.

Художник Елена Маркова