В интернете регулярно появляются материалы, где родители пытаются найти взаимосвязь между своим образом жизни, течением беременности и рождением ребёнка с особенностями развития. На днях я вновь наткнулась на подобную статью — на этот раз об аутизме.
Особенность или заболевание?
Автор описывала свой опыт, пытаясь понять, могли ли её действия повлиять на состояние ребёнка. Стоит отметить, что сегодня аутизм всё чаще называют не заболеванием, а особенностью развития или поведения. Я сама сталкивалась с ситуациями, когда родители поправляли меня, если я по незнанию использовала слово «заболевание». Заранее приношу извинения, если мои слова кого-то заденут — у меня нет специального образования в этой области, я лишь делюсь наблюдениями из жизни знакомых семей.
Наблюдение: интеллигентные семьи и особенности развития
В комментариях к одной из статей я встретила интересное наблюдение, которое частично совпадает с моим опытом. Многие отмечали, что дети с расстройствами аутистического спектра часто растут в семьях, где родители занимаются научной или творческой работой, то есть в интеллигентной среде.
Я не берусь утверждать, что здесь есть прямая причинно-следственная связь, но действительно знаю несколько таких семей. Вспоминается поговорка «Природа на детях отдыхает», которую я часто слышала. В неё я не верю, однако лично знаю семьи, воспитывающие детей с ДЦП, аутизмом и олигофренией.
История одной семьи: принятие и адаптация
Одна моя знакомая воспитывает сына с аутизмом и сопутствующими патологиями. Она — образованная женщина, занимается культурной деятельностью: пишет картины, переводит древние тексты, публикует научные статьи. Её муж также полностью погружён в мир искусства.
Эта семья для меня является примером гармонии и взаимопонимания, о которых многие мечтают. Они полностью приняли особенности развития своего сына. Правда, за десять лет их отношение к ситуации немного изменилось: они перестали обращать внимание на нестандартное поведение ребёнка в общественных местах. Мне кажется, что это может создавать неудобства для самого мальчика.
Он может совершить что-то, что вызовет недоумение у окружающих, а объяснение будет одно: «Он аутист, для него это нормально». Возможно, так проходит его адаптация к миру, но что на самом деле чувствует в эти моменты ребёнок? Он не может объяснить свои мысли и действия. Вполне вероятно, что он испытывает страх или другие эмоции, понятные только ему. Несмотря на эти вопросы, я преклоняюсь перед стараниями и принятием этих родителей.
Другая история: жизнь с олигофренией
Я также знаю семью, где растёт ребёнок с олигофренией (умственной отсталостью). Безусловно, природа олигофрении и аутизма разная, но и здесь прослеживается похожая картина: родители — научные сотрудники, которые делают всё возможное для социализации сына.
Они активно вовлекают его в культурную жизнь: вместе ходят в театры, на концерты, выставки, в храм, посещают кафе и ходят в гости. Ребёнок учится в коррекционной школе.
Цель этой статьи — диалог
Этим материалом мне хотелось бы начать открытый разговор. Я приглашаю родителей особенных детей и всех, кто сталкивался с подобными семьями, поделиться своим мнением и наблюдениями.
Чем больше будет живых, не заказных историй на эту тему, тем больше поддержки и практической информации получат те, кто только столкнулся с подобными вызовами. Важно не замыкаться, не стесняться и обмениваться опытом «без купюр».
#хакнем_посты (рубрика для размещения постов наших подписчиков. Подпишитесь на этот хэштег)
Автор: Мила, 29 лет, г. Москва.
Хотите поделиться своими мыслями и материалами на страницах нашего сайта? Пришлите нам свой пост, который мы опубликуем в сайте под вашим авторством. Требования к тексту смотрите поссылке в комментариях.