Эта история, дошедшая до нас от великого каббалиста рабби Шалома Шараби (РАШАШ), жившего около 300 лет назад в Йемене, служит глубокой притчей о природе истины и восприятия. Рабби Шараби, основатель восточной школы каббалы, оставил после себя не только книги, но и уроки, актуальные по сей день. Вы можете воспринимать этот рассказ как реальное событие или как аллегорию, несущую важное послание.
В те времена путешествия часто совершались пешком, и путники искали ночлег в попутных селениях. Однажды один раввин, оказавшись в дороге, к вечеру подошёл к незнакомой деревне. Местные жители одного из домов радушно приняли его, пригласили к ужину и за трапезой поделились своими необычными обычаями и верованиями.
Странный обычай деревни
Оказалось, что жители этой деревни были язычниками со своеобразным ритуалом. Они жили, как хотели, но время от времени устраивали праздник с большим костром. Во время этого праздника один из жителей добровольно бросался в огонь и погибал. Однако на следующую ночь, как они утверждали, умерший возвращался в свой дом, ужинал с семьёй и рассказывал, как прекрасно ему в раю. Под утро он прощался и уходил навсегда.
Раввин, услышав это, был поражён странностью истории, но промолчал, а утром продолжил свой путь. На обратной дороге он вновь остановился в том же доме. Хозяева с радостью встретили его и сообщили новость: недавно был праздник, и на этот раз в огонь прыгнул сам хозяин дома. Теперь семья, накрыв стол, с нетерпением ждала его возвращения из «рая», чтобы услышать рассказ. Раввин решил остаться и посмотреть на это чудо своими глазами.
Ночное возвращение и погоня за истиной
Ровно в полночь раздался стук, и в дом вошёл... хозяин! Он действительно сел за стол и начал красочно описывать блаженство райской жизни. Перед рассветом, попрощавшись, он вышел из дома. Раввин, не сдерживая любопытства, последовал за ним.
Когда призрак заметил преследователя, он обернулся и потребовал: «Зачем ты идёшь за мной? Оставь меня!» Но раввин, будучи опытным каббалистом, владеющим тайными знаниями, был непреклонен: «Я не отстану, пока ты не откроешь мне суть происходящего». Силы раввина были таковы, что у призрака не осталось выбора.
Разоблачение: ангел вместо человека
Тогда «хозяин» открыл истину: «Настоящий хозяин дома умер и попал в ад. Я же — ангел. Каждый раз после такого праздника меня посылают в обличье умершего, чтобы я, придя в его дом, лгал семье о том, как прекрасно ему в раю».
Урок для разума: почему нельзя верить глазам?
Здесь возникает ключевой вопрос: чем раввин отличался от жителей деревни? И те, и он видели одно и то же — возвратившегося хозяина. Но жители поверили своим глазам, а раввин — нет. Почему? Потому что раввин доверял своему разуму и глубокому знанию, полученному через изучение Торы и каббалы. Его внутреннее понимание мира противоречило видимой картине.
Эта история иллюстрирует фундаментальный принцип еврейского мировоззрения: «Не верь глазам своим!». Когда то, что ты видишь, противоречит твоему проверенному знанию и разуму, следует доверять разуму. Зрительная информация поверхностна, она может быть иллюзией или искажением и никогда не является абсолютным доказательством истины.
Конечно, этим принципом можно руководствоваться только тогда, когда твоё знание прошло строгую проверку на истинность. В иудаизме каждый ученик в процессе глубокого изучения проходит такую проверку, оттачивая своё понимание.
Зачем Небеса допускают обман?
Другой важный вопрос: как может быть, чтобы с Небес человеку показывали ложь? Разве это не обман? Как тогда можно требовать от человека правильных поступков?
Ответ кроется в другом принципе: «Путём, которым человек хочет идти, — тем его и ведут». Если человек всей душой стремится к иллюзии, он может получить «подтверждение» этой иллюзии. Истина в нашем мире скрыта от глаз. Мы видим лишь следствия и результаты, но не первопричины, о которых можем только размышлять.
Битва взглядов: разум против эмоций
Видимая, ощущаемая картина мира оказывает на человека мощное эмоциональное воздействие. «Я же это вижу! Как можно в этом сомневаться?» — говорит нам эмоциональное восприятие. С другой стороны, разум и знание часто утверждают обратное.
Таким образом, человек от рождения обладает двумя «взглядами» на мир: внутренним взглядом разума и внешним взглядом эмоций, питаемых чувствами. Главная задача человека в этом мире — подчинить внешний, эмоциональный взгляд — внутреннему, разумному. В этом и заключается его свобода выбора, и за победу в этой внутренней битве он получит награду в мире грядущем.
#хакнем_иудаизм (? подпишитесь на наш новый хэштег)
Автор: #захарья_мататьяу 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
