В поисках золотой середины: итоги и размышления
Наше совместное путешествие по лабиринтам двигателя внутреннего сгорания, от карбюратора до выхлопной трубы, подошло к концу. Автор выражает искреннюю благодарность всем читателям, проявившим терпение и дочитавшим цикл до конца. Это глубокое погружение помогло по-новому взглянуть на многие аспекты, казалось бы, привычной техники. Каждый из вас сформировал своё мнение, и именно об этом диалоге мнений хочется поговорить в завершение. Вспомним притчу Алексея Толстого о семи братьях, которые, увидев правду с разных сторон, вступили в смертельную схватку, отстаивая каждый свою точку зрения как единственно верную. Наша дискуссия — не место для таких битв.
О границах обсуждения и аудитории
Важно подчеркнуть, что весь предыдущий материал был посвящён исключительно двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Поэтому рассуждения некоторых комментаторов о паровозах или гипотетических лазерах на водяной тяге, хотя и интересны сами по себе, выходят за рамки данной темы. Для таких дискуссий существуют более подходящие площадки.
Отдельная группа читателей, судя по лексикону их комментариев, явно ошиблась адресом. Эти заметки не рассчитаны на общение на уровне гаражного забора. Тем не менее, и эта реакция стала своеобразным индикатором, напомнив об истоках определения интернета как «мировой сточной канавы».
Ответ скептикам и признание единомышленникам
Особое внимание привлекли комментарии, в которых сквозь презрительную усмешку проскальзывали ярлыки: «Инженер!», «Машиностроитель!», «Изобретатель!». Да, уважаемые оппоненты, автор — именно инженер-машиностроитель и изобретатель. Но не вечных двигателей, а вполне практичных устройств, призванных облегчить труд. Пройден путь от разнорабочего до свидетеля печального превращения мощного машиностроительного предприятия в торговый центр. На этом пути были и горечь неудач, и радость от успехов, отмеченных наградами выставок, и всесоюзное признание, и, конечно, боль от утраты дела всей жизни. Цикл статей был призывом к совместному творческому поиску, к фантазии о том, как известные физические явления можно использовать в конструкции ДВС, не усложняя её. Если с воображением у кого-то туго — это не повод для злословия в адрес тех, кто это воображение пытается разбудить.
Отдельно хотелось бы прокомментировать заявление о том, что цикл профессора В.М. Кушуля — это обычный четырёхтактный цикл. Ещё в 1962 году Кушуль теоретически обосновал и экспериментально подтвердил необходимость выделения процесса горения в отдельный, пятый такт, что даёт значительный экономический и экологический эффект. Энергию скепсиса лучше направить на поиск инженерных решений, как реализовать этот принцип на практике, как верно подметил один из вдумчивых читателей.
Слова благодарности
Особая признательность — самой многочисленной и молчаливой аудитории. Тем, кто после прочтения не бросился к клавиатуре, а задумался: «А есть ли в этом здравое зерно? Не только на ДВС, но и на другие вещи можно посмотреть с непривычного ракурса?». Именно такой взгляд часто открывает новые грани и возможности.
И самая большая благодарность — тем, кто поддержал автора «лайками» и добрыми словами в комментариях. Да, изложенная точка зрения была не совсем традиционной, о чём автор предупреждал с самого начала. Вы даже не представляете, насколько важны такое поощрение и понимание для людей, посвятивших жизнь техническому творчеству.
Эпилог: от теории к чертежам
В качестве ответной благодарности — важное признание. Всё, изложенное в четырёх частях цикла, — не просто умозрительные теории. И цикл Кушуля, и эксперименты по деактивации цилиндров под руководством профессора В.Ф. Кутенёва, и данные о влиянии формы камеры сгорания, и все авторские размышления об эффективности — всё это нашло своё воплощение в чертежах до безобразия простой конструкции ДВС. Нужно было лишь посмотреть на проблему с другой стороны. То, что вы не слышали о таком двигателе, — не вина автора, который чувствует эту конструкцию как часть себя. Это, увы, наша общая беда.
И всё же девизом остаются слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (А. Теннисон).
Автор открыт для диалога по затронутым вопросам со всеми заинтересованными лицами. Контакты можно получить через редакцию.
С глубочайшей признательностью ко всем читателям,
Автор, выступающий под своим именем.
Кривко Николай Михайлович, инженер-машиностроитель, автор 13 изобретений.