Раввины в иудаизме: от Моше Рабейну до современности

Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)

Идеальный образ и реальность

В массовом сознании часто существует идеализированный образ раввина — мудреца, обладающего безупречной честностью, высокой нравственностью и глубокой праведностью, который неустанно печётся о нуждах своей общины. Безусловно, такой образ служит одним из духовных ориентиров в иудаизме, к которому следует стремиться.

Первый раввин: Моше Рабейну

Рассуждая о роли раввина, невозможно не обратиться к истокам и не вспомнить о первом и величайшем из них — Моше (Моисее). Его личность настолько фундаментальна для еврейской традиции, что саму Тору иногда называют «Торой Моше». В священных текстах подробно описываются его выдающиеся качества, которые, безусловно, являются примером для каждого серьёзного ученика Торы («бен Тора»). Однако важно понимать, что сан раввина сам по себе не гарантирует, что его носитель автоматически достигает такого же уровня праведности, как Моше.

Суть раввинского служения: быть учителем

Моше удостоился уникального титула «Рабейну» — «Учитель наш», которого не получили даже праотцы еврейского народа. Это ключ к пониманию сути роли раввина. Раввин — это не священнослужитель в привычном смысле этого слова, а прежде всего учитель и духовный наставник. Считается, что все мудрецы Торы, пришедшие после поколения Исхода из Египта, являются духовными преемниками Моше. Речь идёт не только о передаче знаний по цепочке традиции, но и о мистической преемственности, о наследовании частицы его сущности.

Моше: политик, лидер и, прежде всего, учитель

Через Моше Всевышний совершал великие деяния. Он был парадоксальной фигурой: с одной стороны — «скромнейшим из людей», с другой — величайшим политическим и общественным деятелем в истории еврейского народа. Он организовал исход, противостоял Египту, создал систему управления и вёл войны. И всё же, в первую очередь, мы помним его как Учителя. Почему? Потому что все его государственные и военные свершения были вторичны, производны от его главной миссии — учить народ Торе и вести его по пути, указанному Всевышним.

#хакнем_иудаизм (подписывайтесь на наш хэштег).

Автор: Александр Айзенштат, художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха сайта "Мир Торы", выпуск 50].