Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)
Путь человека, начинающего знакомиться с Торой и иудаизмом, почти всегда начинается с встречи с религиозным евреем, который становится его первым проводником в мир традиции. Для русскоговорящих евреев этим проводником чаще всего оказывается такой же русскоговорящий преподаватель, который сам приобщился к вере 10-20 лет назад или даже меньше. Лишь в исключительных случаях «первый раввин» не говорит по-русски. Эта начальная встреча закладывает фундамент восприятия.
Почему первого учителя называют раввином?
Меня всегда удивляло, когда много лет назад, занимаясь просветительской деятельностью (кирувом), я видел, как взрослые ученики с готовностью называли меня и моих коллег раввинами. Дело в том, что для человека, только вступающего на путь, тот, кто обладает хоть какими-то знаниями о Торе, уже кажется гигантом мысли. Колоссальная разница в уровне знаний автоматически присваивает учителю статус раввина в глазах новичка. С точки зрения еврейской этики, это имеет глубокий смысл: если кто-то сделал тебе духовное добро — научил накладывать тфилин, объяснил смысл праздников, дал основы кашрута или, тем более, начал учить Талмуду, — ты обязан ему особым уважением. Учитель, приобщающий к Знанию, сравнивается с отцом. В еврейской литературе есть множество историй, где великий раввин, ставший авторитетом, при встрече со своим скромным учителем юности выказывает ему глубочайшее почтение, большее, чем другим уважаемым педагогам.
Ловушка изоляции и «русского гетто»
Однако здесь кроется и определенная проблема. Многие из тех, кто приобщился к традиции, продолжают жить обособленно, вдали от крупных, устоявшихся общин. Их может отделять не только расстояние, но и культурный, языковой барьер. Это особенно касается неофитов, чья изначальная оторванность от «большого иудаизма» может сохраняться годами. Даже в религиозном районе Иерусалима такой человек, если он не учился в полноценной ешиве, может цепляться за пережитки своего «религиозного детства».
Приехав в Израиль или Америку и попав в обычную синагогу, такой человек часто чувствует себя потерянным: другая одежда, языковые трудности, незнание местных обычаев и тонкостей молитвы. Всё это подталкивает его искать комфорта в «русской» синагоге, где «всё понятно и свои», где часто практикуются совместные трапезы, нехарактерные для стандартных общин. Хотя так проще, эта самоизоляция имеет негативные последствия: она мешает интеграции, достижению «религиозной зрелости» и может создать проблемы в воспитании детей, которые видят, что родители не вполне вписываются в то общество, к которому якобы принадлежат.
От первого учителя — к большому миру
Многие выпускники начальных ешив, подобно нашей «Торат Хаим», отправляются затем учиться в стандартные высшие ешивы (ешивы-гдолот). Попадая туда, молодой человек сталкивается с большим коллективом серьёзных раввинов и понимает, что его первоначальные представления были неполными. Здесь, в «классическом» иудаизме, всё устроено иначе и глубже.
Таким образом, люди на начальном этапе часто путают «первого учителя» с «большим специалистом в предметной области». Однако еврей, стремящийся к традиции, обычно хочет быть полноправной частью глобальной еврейской общины, а не вечным «подающим надежды новичком». Со временем, через 5-10 лет, неофит набирается опыта и начинает, подобно урожденным соблюдающим евреям, понимать, кто на самом деле является раввином. Он узнаёт, что раввин — это не просто знающий человек, а духовный лидер, «частичка Моше-рабейну», обладающий особым образованием, качествами и признанием общины. Его задача — не просто пропагандировать, а понимать людей и доносить идеи до каждого.
Как отличить настоящего наставника?
Неофиту важно осознать, что настоящего раввина характеризуют две ключевые черты: безупречное следование закону (алахе) и умеренность. Безусловно, первые учителя — это чаще всего достойные люди с педагогическим талантом, умеющие доходчиво объяснить основы. Но, к сожалению, нередки ситуации, когда «первый учитель», хорошо зная традицию, демонстрирует личные слабости или поведение, несовместимое не только со званием раввина, но и с статусом благочестивого еврея. Такие случаи — исключение, но они есть. Часто подобные люди действуют на периферии от имени крупных организаций, руководство которых может не знать о реальном положении дел. Бывает и так, что «первый раввин», будучи материально зависимым, не может или не хочет говорить ученикам правду о проблемах в организации, которая его содержит.
Человеку необходимо «повзрослеть» в религиозном плане, перестать цепляться за детские представления и начать ориентироваться в реалиях большой общины. Важно искать совета у раввинов, признанных в его городе или районе. Если возникает вопрос о воспитании детей, идти нужно к признанному в религиозном обществе специалисту по педагогике, а не к первому учителю. В идеале стоит найти местного, открытого человека (не обязательно русскоязычного), который хорошо знает актуальные вопросы и с которым есть личный контакт.
Иерархия авторитетов: от местного раввина до «светил»
В религиозном мире существует своя иерархия авторитетов. Самая понятная категория — это «посек» (арахический авторитет), решающий практические вопросы еврейского закона. Если у человека есть доступ к обычному поскому своего района, нет необходимости сразу обращаться к общенациональным «великим» — местный авторитет при необходимости сам проконсультируется на более высоком уровне.
Отдельная категория — каббалисты и люди высокого духовного уровня. Однако здесь нужно проявлять особую осторожность, так как даже среди популярных «каббалистов» немало тех, кого серьёзные раввины считают откровенными шарлатанами.
В целом, раввинский мир похож на любое профессиональное сообщество: есть молодые специалисты, опытные, ведущие и, наконец, признанные «светила» (гдолим). Отношение к этим «великим» в общине неоднозначно. Многие считают их мнение абсолютным и обязательным к беспрекословному исполнению. Однако многие другие серьёзные знатоки Торы, хоть и с огромным уважением относясь к гдолим, придерживаются иного мнения. Они полагают, что часто эффективнее обратиться к местному раввину, который уделит больше времени, лучше понимает локальный контекст и живёт той же жизнью, что и спрашивающий. В любом религиозном районе обычно есть 2-3 таких уважаемых раввина, часто без официальных должностей, которые прекрасно разбираются и в алахе, и в житейских вопросах.
#хакнем_иудаизм (подпишитесь на наш новый хэштег).
Автор: Александр Айзенштат, художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха сайта "Мир Торы", выпуск 50].
1 статья — Кто такой настоящий раввин? 2 статья — Кто был первым раввином? Главная функция раввина.3 статья — Чем должны заниматься раввины?4 статья — Новые функции раввинов.5 статья — Раввин обязан отстаивать истину.6 статья — "Мой первый учитель" [текущая статья]Продолжение цикла следует...
.jpg)