Как выглядит моральная сторона рекламы и продаж — в свете еврейской мудрости?

Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)

Как выглядит моральная сторона рекламы и продаж — в свете еврейской мудрости?

Речь пойдёт о том, что разрешено и, наоборот, запрещено делать хозяину магазина, чтобы привлечь внимание потенциального клиента к своему магазину и продаваемым в нём товарам. В частности:

  • Разрешается ли рекламировать снижение цен на один или два предмета в ассортименте, с целью побудить покупателей прийти в магазин, в надежде, что они купят намного больше товаров за полную стоимость?
  • Может ли продавец убеждать покупателя купить некий продукт за определенную цену, если ему известно, что конкурент предлагает продукт лучшего качества по той же самой цене, и если бы покупатель знал об этом, то он не стал бы покупать то, что ему предлагают?
  • Может ли он специально полировать продаваемые товары, чтобы заставить их блестеть и выглядеть более привлекательно?
  • Разрешено ли использовать различные способы привлечения внимания и психологические уловки, чтобы убедить людей купить товары, которые они не планировали покупать?

Запрещено вводить в заблуждение любого человека, как еврея так и нееврея (Вавилонский Талмуд: «Хулин» 94а). Введение человека в заблуждение называется "кражей разума" (גניבת דעת, иврит) и считается разновидностью общего запрета Торы воровать (см. комм. Ритва там). Этот запрет относится не только к обману при ведении дел, но и к личным отношениям, и к любой другой ситуации. Он применяется к обману, который прямо выражен словами или подразумевается, а также осуществляется с помощью действий или печатного текста и т. д. — и не имеет значения, насколько этот обман различим.

Обман запрещен вне зависимости от того, извлекает обманщик материальную выгоду, или нет. Даже если он просто пытается создать у другого человека впечатление, что оказал ему услугу (вызывая у того ложное чувство благодарности), это тоже запрещено делать.

Если обман состоял в том, чтобы убедить человека купить конкретную вещь, то действия продавца достойны порицания, однако этого все же недостаточно для отмены сделки на основании того, что покупатель был введен продавцом в заблуждение с помощью каких-то уловок. Если цена не была завышена, то покупатель не сможет вернуть приобретённый товар.

Теперь перейдём к тем особым вопросам, которые были сформулированы выше, но в следующей статье цикла.

#хакнем_иудаизм (? подпишитесь на наш новый хэштег).

Автор: Рав Цви Шпиц. Глава раввинского суда по имущественным спорам, Рамот, Йерушалаим. [Из альманаха сайта "Мир Торы", выпуск 52].

Как выглядит моральная сторона рекламы и продаж — в свете еврейской мудрости?