Ранней весной мы отправились в Идринский район. Наш отряд был достаточно большим. Была я, Вера Перец, Галя Обросова, Володя Лейман, Паша Форис. Мы отправились в деревню Романовку, она большая и её достопримечательностями были деревянная красивая небольшая церковь, в которой велась служба местным священником и сельский музей.
Внутри церковь была простая, скромная в своём убранстве. В церкви было холодно, но там была старушка, которая готовила все к службе священника. Священник нам показал и рассказал что, в этой церкви венчался его сын, и что сын его тоже пошёл учиться на священнослужителя.
Человек этот был открытый, все ему хотелось нам показать и рассказать. Так, например иконы в иконостасе этой церкви пережили все катаклизмы наших революционных событий. В этой церкви, так же как и во многих других по стране, которые не были разрушены, хранили зерно.
И вот когда было построено зернохранилище, церковь сельчане решили восстановить. Иконостас был поврежден, но было и интересное обстоятельство, кто-то, когда церковь превращали в зерносклад иконы перевернул, и роспись, выполненная на иконах сохранились.
Пришлось только подновить саму конструкцию иконостаса, иконы повернули и они теперь, сохранив своё «первоначальное лицо, которое видали наши бабушки и дедушки» продолжают служить дальше людям. Не менее интересна была история сельского музея.
В тот период, в 70 годах XX века, повсеместно проводилась политика по созданию музеев краеведческого характера при школах. Это было очень интересно. Люди в такие школьные музеи отдавали многое, не только полотенца, сельницы, прялки, но и очень ценные памятные, на мой взгляд документы: письма с фронта, извещения о гибели отца, сына.
А вот в Романовке, люди замахнулись на большее, они решили не в школе создавать музей, а отдельно выстроили возле школы деревянное здание – специально для создания музея. Мы его посетили.
Здесь был и отдел природы, и археологии, этнографии (обычной уголок сельской избы с предметами быта) и отдельно были стенды с нумизматикой, но меня потрясли стенды где были размещены документы, связанные с недавним трагическим прошлым нашего народа – это документы, отражающие репрессии и гибель людей.
Здесь я увидела письма Тухачевского (подлинники) письма из ссылок и лагерей местных жителей. Инициатором этого музея был школьный учитель.
Жили мы в местном клубе, то есть ночевали, кушали в столовой и из этой деревни ездили в окрестные. Опять же была задача, найти подлинные по отношению ко времени долблённые улья. И здесь нам повезло.
Вознесенка маленькая деревенька в тайге и снегах. Были мы в двух домах. Первый, это там где ульи. Здесь, мы действительно, заполучили долблённый улей, традиционный, сделанный и используемый уже в XX веке. От хозяйки мы узнали, что была ещё одна семья, которая занималась пчёлами, это тоже овдовевшая давным-давно старушка.
Мы подъехали к небольшому дому с двускатной крышей, но очень большим хозяйственным двором, на котором разместились добротные амбары. У бабушки не сохранились ульи все пошли на дрова, а вот по её словам «есть колоды для зерна» и она нас повела в амбар, я обмерла от восторга.
В амбаре стояли две огромные колоды. Высота каждой была под полтора метра. Из огромных тополей были сделаны ёмкости для хранения сыпучего зерна: конопли, льна, проса. Раньше конопля уважаемое растение было у населения.
Из семян получали конопляное масло, которое шло и в пищу и для приготовления олифы и других технических нужд, из стеблей делали верёвки и нитки для изготовления тканей, которые в меньшей мере шли на шитье одежды, а в большей использовались для изготовления мешков, пологов и покрывал.
Так вот колоды. Таких экспонатов у нас ещё не было. Колоритные, внушительные и чисто сибирские. Мы с большими усилиями извлекли их с амбара, загрузили на машину. Бабушка посоветовала нам проехать в Королёвку, там по её словам у старого кузнеца есть старинные золотые монеты. Мы поехали в Королёвку. Нашли дом, где жил кузнец.
Дом небольшой двухкомнатный, кухня и горенка. Зашли все, уже немножко и замёрзли и устали, хотелось обогреться и немного передохнуть. Мы не очень надеялись заполучить здесь эти старинные монеты.
Начали разговор с хозяином, что мол, в деревне народ говорит, что у вас есть несколько золотых старинных монет, мы бы могли их купить для музея. Пока мы вели этот разговор, а старик отнекивался, что мол, были да где-то завалились, и вот даже не знает, куда их прибрали.
В это время хозяйка вышла и вернулась из сеней с крохотным узелочком, в котором оказались монеты.
Такое приобретение нас и порадовало и оставило не очень приятный в душе осадок, но найденные и загруженные в машину такие уникальные колоды для зерна затмевали все.
Когда мне приходилось проводить экскурсии, я непременно заводила людей в экспозицию музея, где были выставлены эти плоды. С большим интересом и гордостью показывала и рассказывала, как люди в любых условиях, находят решения своих хозяйственных проблем, и теперь мы видим не только просто колоды для хозяйственных нужд, но и какие могучие деревья растут в Сибири.
Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты (в этой рубрике размешаются посты наших подписчиков)
Автор: Сонникова Александра Евгеньевна, 75 лет, п. Шушенское, Красноярский край, научный сотрудник (ботаник) Саяно-Шушенского государственного биосферного заповедника