Дистанционное обучение и семейный конфликт: почему мама не должна быть учителем

Иллюстрация: дистанционное обучение и семья

Неожиданный вызов для семьи

Пандемия и карантин застали всех врасплох, особенно семьи с детьми-школьниками. Школы в срочном порядке перешли на дистанционный формат, оставив учителей, родителей и детей разбираться с новыми реалиями самостоятельно. Эта ситуация стала серьезным испытанием для детско-родительских отношений.

Личный опыт и история клиентки

Одна из мам столкнулась с ситуацией, когда учительница ее сына-первоклассника, не сумев организовать занятия через Zoom, стала просто передавать задания родителям, фактически назначая их домашними учителями. У автора статьи был похожий опыт, когда она пыталась обучать своего сына дома во втором классе. Ребенок активно сопротивлялся, занятия не приносили результата, и она сделала важный вывод: мама не должна выполнять роль учителя. Эти две функции — материнская забота и педагогическая требовательность — плохо совместимы в одном человеке.

Ее клиентка повторяла тот же сценарий: мальчик отказывался заниматься, уговоры не помогали. В ответ мама усилила давление, что привело к эмоциональному срыву у ребенка. Он плакал и говорил: «Ты меня не любишь!». Эта фраза — тревожный сигнал, означающий, что родитель перешел допустимую границу.

Взгляд ребенка на ситуацию

Если посмотреть на происходящее глазами ребенка, картина становится пугающей. Добрая и любящая мама внезапно превращается в строгого и сердитого монстра: требует, угрожает, наказывает. Ребенок, особенно младшего школьного возраста, не может осознать внешние обстоятельства (карантин, новые правила школы). Для него важно лишь то, что самый близкий человек теперь выступает против него.

Ошибка мышления: «надо» против чувств

В такие моменты родители часто руководствуются установками: «Это просто лень, ее нужно преодолеть» или «Учеба — это обязанность, ее надо выполнять». Однако, следуя этим убеждениям, мы теряем эмоциональный контакт с ребенком. Мы невольно встаем на сторону системы (учителя, школы), не подвергая ее требования критике, и оказываемся в союзе с ней против собственного ребенка.

Корень проблемы часто в том, что для мамы оценка учительницы становится важнее чувств ребенка. Получить одобрение в стиле «Вы — хорошая мама, потому что ваш ребенок все делает хорошо!» кажется значимой социальной наградой.

Осознание и возвращение границ

Когда клиентка автора осознала истинные мотивы своего поведения — желание выглядеть «хорошей» в глазах учителя — ей стало грустно и жаль своего сына. Важный момент, который она упускала: учитель (возможно, неосознанно) нарушает профессиональные и личные границы, перекладывая свою ответственность на родителей.

Если бы границы семьи были четкими, мама могла бы вернуть ответственность системе образования. Например, инициировать обсуждение проблемы с другими родителями, совместно искать альтернативные решения с учителем. Но самое главное — доверять реакциям своего ребенка. Его сопротивление, слезы, фраза «ты меня не любишь» — это не капризы, а сигналы о том, что система не работает и ему плохо. Границы и потребности ребенка так же важны, как и взрослые «надо».

Глубинные причины и выход

***Друзья! В моем Родительском Курсе отдельно рассматриваются темы родительской травмы, страха, вины и стыда, которые точно так же влияют на отношения с детьми, заставляя нас действовать из внутренней тревоги, а не из любви и понимания.

Курс создан в новом формате и представляет собой уникальный сборник всего моего родительского и терапевтического опыта. Если вам важно глубоко и честно взглянуть на ваши отношения с детьми, вы можете его приобрести. Дополнительную информацию вы найдете Здесь.