Созависимые отношения народа с властью: семейная модель в общественном масштабе

Иллюстрация к статье о созависимости

Созависимость в семье: где стираются границы

Чаще всего понятие созависимости применяют к семейным отношениям. В такой динамике индивидуальность каждого члена семьи растворяется: личные границы, потребности и чувства игнорируются. Личное пространство обесценивается, а на первый план выходят так называемые «общие» или «высшие» семейные интересы, которые считаются более значимыми, чем потребности отдельного человека.

Наглядный пример — история клиентки, чья мать попросила ее купить лекарства для своих взрослых сестер. Те, в свою очередь, вполне могли сделать это самостоятельно, попросить своих детей или воспользоваться доставкой. Однако для матери важнее оказались не время и силы дочери, а поддержание мифа о «крепких семейных связях» и собственный образ «хорошей» матери и сестры. В созависимых системах личные ресурсы и границы приносятся в жертву ради абстрактных «высших целей».

Такие семьи часто держатся на мифах, в них процветает эмоциональное или физическое насилие, а попытки детей отделиться и жить своей жизнью воспринимаются как предательство.

Государство как дисфункциональная семья

Анализируя взаимодействие власти и граждан, невозможно не заметить тревожное сходство с описанной моделью. Власть ведет себя как патриархальный родитель в дисфункциональной семье.

Она демонстративно отворачивается от тех, кого считает «бесполезными» для своих главных целей — удержания власти и личного обогащения. Ярче всего это проявилось во время пандемии и экономического кризиса. Наиболее уязвимыми оказались те, кто традиционно не зависит от бюджета: индивидуальные предприниматели и самозанятые. Эти люди создают рабочие места и наполняют казну, но вместо поддержки государство демонстративно игнорирует их, предлагая лишь карикатурные, неэффективные меры помощи.

Кому выгодна созависимость?

Власти гораздо удобнее иметь дело с «созависимыми бюджетниками» — людьми, чье благополучие напрямую зависит от государственной системы. Ими легче манипулировать, их можно заставить поддержать нужную инициативу, проголосовать «как надо», они реже осмеливаются требовать своих прав из страха потерять свое место в системе. Это создает атмосферу, где лучше молчать и не высовываться, чтобы не быть наказанным или изгнанным. Диалог заменяется монологом власти: приказами сверху и наказаниями за неповиновение.

Альтернатива: здоровые отношения, основанные на свободе

Как выглядят здоровые отношения, будь то в семье или в обществе? Это пространство, где можно быть собой без страха осуждения или наказания. Где каждый имеет право тратить свои время, деньги и ресурсы на реализацию собственных планов и смыслов, а не навязанных извне.

Парадоксально, но такие «эгоистичные», на первый взгляд, сообщества часто выстраивают более теплые и искренние отношения. Им не нужно изображать любовь и поддержку — они ощущают их естественно, потому что свободны и не тратят все силы на выживание в токсичной системе.

В созависимых же системах, будь то семья или государство, отдельность и самостоятельность не поощряются. Все участники, подавляя свои истинные потребности, истощены. У них не остается психических ресурсов на развитие, поэтому они вынуждены цепляться друг за друга как за костыли, лишь бы не упасть.

Выбор за нами

Ключевой вывод заключается в следующем: созависимость — это инструмент удержания людей в инфантильном, зависимом состоянии через манипуляции и неравенство в власти.

Сепарация — психологическое и экономическое отделение, взросление — дает шанс на построение отношений нового уровня, основанных на свободе и взаимном уважении. Это справедливо и для семьи, и для общества.

В конечном счете, каждый участник этих отношений делает свой выбор, осознанно или нет. Мы вкладываем свои силы и ресурсы в то общественное устройство, которое нам ближе: в систему, основанную на страхе и зависимости, или в ту, где возможны диалог, ответственность и личная свобода.

Художник Елена Маркова