Проблемы бизнеса в цифровой реальности

Многие из «программ» человеческого мозга, которые помогали людям выжить в далеком прошлом, не просто устарели и не работают в современном мире, но и являются причиной иррационального поведения, барьеров на пути личной и организационной эффективности.

Понимание закономерностей работы мозга и поведения человека дает возможность продуктивно развиваться, работать, управлять процессами и людьми. Сегодня нейронаука выделяет целый ряд проблем, которые необходимо учитывать при построении эффективной бизнес-модели.

Всеобщая цифровизация порождает зависимость, которой, по разным оценкам исследователей, страдает от 15 до 35% всего населения.

В 2017 году профессор Хук Сюн Сер с группой исследователей Корейского университета в Сеуле доказал, что изменения в мозге зависимых от гаджетов людей такие же, как изменения при наркотической зависимости.

При этом в мозге уменьшается количество нейронных связей между клетками коры на 10–20%. В первую очередь это затрагивает лобные доли, которые отвечают за принятие решений.

Цифровая зависимость формирует новый тип мышления:

— поверхностные «плоские» знания приводят к примитивизации интеллектуальной функции человека,

— рекомендательные сервисы блокируют способности к выбору,

— отсутствие ощущения будущего снижает мотивацию к интеллектуальной деятельности,

— избыток раздражителей не позволяет сосредотачиваться на решении интеллектуальных задач.

Исследователи экспериментально доказывают, что даже простое присутствие смартфона в ближайшей доступности уже снижает когнитивные способности человека.

Проблемы бизнеса в цифровой реальности

Как правило, руководители компаний рассчитывают на то, что всегда могут донести до своих сотрудников необходимые им установки.

Социальная психология доказывает, что поведение человека определяется не установками, а ситуациями, в которых он оказывается.

В своих экспериментах психологи доказывают, что в большинстве своем убеждения не влияют на принятие решений. Например, это доказали в своем эксперименте психологи Джон Дарли и Дэниел Бадсон. В нем студенты семинарии, идущие читать проповедь о добром самаритянине, встречали человека, падающего с эпилептическим припадком. Только 63% испытуемых остановились помочь упавшему. А если студентам заранее говорили, что они опаздывают, то количество желающих помочь сокращалось до 10%.

Психологи убеждены: поведение сотрудников обуславливается не ценностями и миссиями, а в большей степени средой, в которой они работают.

Цифровизация нашей жизни постепенно приводит к тому, что мы всё меньше нуждаемся в общении друг с другом. Согласно исследованию западных ученых, происходит цифровая аутизация населения.

Если в 1987 году мы тратили на общение друг с другом 6 часов в день, то в 2007 году – уже 2 часа в день.

При этом в 2007 году только-только появился айфон. Сегодня человек проверяет свой смартфон в среднем 47–82 раза в сутки.

Современный человек перестал нуждаться в других людях как в источнике знаний. Мы теряем навык коммуникации, способность строить с другими людьми сложные модели отношений. Информация, её передвижение в компании усложняется тем, что люди не умеют её коммуницировать.

В современном производственном процессе участвуют три поколения людей, которые имеют существенные различия в ментальности.

Поколение Х — люди, рожденные в 1964–1984 годах, — воспитывались в жестко структурированной информационной среде. В их детстве культивировались одни и те же ценности, приоритеты и смыслы, существовал «общественный договор» между поколениями, общество создавало и культивировало авторитеты.

Проблемы бизнеса в цифровой реальности

— Поколение Y — люди, рожденные в 1984–2000 годах, — ориентированы на свободу самовыражения и развлечения. Им хочется немедленно получать за свой труд вознаграждение, они не всегда умеют работать на перспективу. Они мечтают о «лёгкой жизни», не приучены к самостоятельности, но уверены в собственной ценности. Можно ли ими управлять, как привыкли «иксы», если они не видят авторитетов, если они смотрят наверх и думают: «Там должен быть я»?

— дальше идёт поколение Z с его поголовной цифровой зависимостью и практически полным отсутствием авторитетов. Представители этого поколения не умеют общаться и агрессивно двигаются, потому что для них это один из способов коммуникации.

По сути, существует всего две модели управления бизнесом: либо «сверху вниз», либо «снизу вверх».

В первом случае — «сверху вниз» — начальство ставит конкретную цель, разрабатывает план, контролирует его исполнение.

В случае модели «снизу вверх» сотрудники сами проявляют инициативу, которая находит отклик у коллег и поддерживается лидерами организации. Звучит неплохо, но есть проблемы.

Всё дело в том, что начальство и сотрудники на местах видят ситуацию по-разному, а обратная связь искажена. Это тотальная проблема всех крупных компаний.

Руководство не получает данных о том, что происходит на самом деле, а получает статистику и аналитические сводки. При этом человек внутри производственного процесса теряет мотивацию, не хочет никакую обратную связь, ему вполне достаточно выполнения строчки в отчёте.

Для того, чтобы этого не происходило, необходимо организовать процесс так, чтобы снизу вверх двигалась реальная информация, а не отчёты. Но здесь вступают в действие современные проблемы «цифровой аутизации» — неумение общаться и доносить информацию.

Самое главное в управлении проектами и предприятием — сделать так, чтобы информация о том, что происходит, искажалась минимально. В этом случае вероятность того, что руководитель увидит правильное решение, сильно увеличивается.