Закрыть ☒

Вы думали, что это воспитание. Нет, это насилие.

Вы думали, что это воспитание. Нет, это насилие.

Опишу для вас одну реальную семейную историю, в которой неосознанные родительские решения создают предпосылки для детских травм.

🌿В семье есть три ребенка – десяти, шести и двух лет. Старшие дети конфликтуют между собой: кажется, что десятилетняя подавляет шестилетнего.



Средний ребенок, тем временем, «выдает» и «подставляет» старшего родителям, чтобы те построже его наказали.

У него тоже проскакивает странность в поведении: периодически он сообщает маме, что он «плохой». Вот, к примеру, он случайно толкнул младшего ребенка и сразу же назвал себя «плохим».

🌿Ситуация кажется запутанной, но лишь до тех пор, пока мы не достроим картину «до целого».

Обратим внимание, что говорит отец.

Он говорит, что за конфликты отвечает старший ребенок – потому что у него «ума больше».

Он поучает: «С тебя спрос больше, потому что ты старше и умнее».



Папе кажется, что это внушение должно помочь. Вероятно, он думает, что старший осознает свое старшинство, одумается и возьмется за ум. Ну, или на худой конец, его можно наказать, чтобы ребенок «взялся за ум».

Но почему-то его увещевания и наказания не помогают. Конфликты становятся все яростнее: старший ребенок троллит среднего все сильнее, а средний ребенок все больше жалуется, и даже почти без повода. Кажется, он хочет наказывать старшего руками родителей. И при этом он себя чувствует «плохим».

🌿Посмотрим теперь на эту ситуацию глазами детей.

Старшая девочка видит, что во всех конфликтах ей предлагают стать главной ответственной, и находит это несправедливым. Ей обидна, она не чувствует себя любимой. Отчаявшись достучаться до родителей, она сама восстанавливает справедливость, отыгрываясь на брате.

Средний брат всегда настороже, он не может расслабиться: приходится много сил тратить на свою безопасность. Он как часовой, вечно отражающий атаки. Ему не кажется, что он ябедничает – ему кажется, что он восстанавливает справедливость, жалуясь на сестру.

Одновременно он очень боится разочаровать отца: ведь он тоже старший по отношению к младшему ребенку. Он видит, как отец жестко обходится со старшей девочкой: наказания пугают его.

🌿Случайно толкнув младшего ребенка, он в испуге считает себя плохим: вдруг ему тоже «достанется» от отца, который обычно его защищает?

Получается, что именно отец создает сценарий насилия и страха, в котором дети не развиваются, а, скорее, ищут возможность защититься от его разочарования и злости.



Что, если не опираться на стереотипы, которыми нас «накормили» в детстве?

Что, если мы вспомним собственные травмы, и почувствуем, что переживают наши дети?

Тогда мы согласимся с тем, что братья и сестры всегда конкурируют за родительскую любовь. Но от наших действий зависит, будут ли дети биться «до крови» или почувствуют уверенность, что они нам важны, и конкуренция снизится.

Просто признавайте их чувства.

«Ты хотела занять это место, но брат тебя опередил. Это обидно. Давай я помогу тебе подняться повыше».

«Ты смотришь кино, а брат хочет играть и мешает смотреть. Ты рассердилась. (Брату): смотри, в другой комнате играть даже интереснее».

«Ты хотел ее телефон, а она не даёт. Это может быть обидно. Во что ты хотел поиграть? Может, на моем телефоне есть что-то похожее?»

И так далее, и так далее…



🌹Иногда даже решение не нужно искать, достаточно просто признать право на чувства. А стереотипы… Они нашим родителям не помогли, и нам не помогут. Потому что они не про людей, а про функции, которыми ни мы не являемся, ни наши дети.

Художник Елена Маркова