Дайте работодателю то, что ему нужно
(Фрагмент из книги «Не надо пофигизма. Универсальные правила»)
Мне часто приходится слышать, что человек переживает из-за предстоящего собеседования, не знает, как правильно себя на нём вести, что говорить и т. д. Но мне кажется, что в самом этом способе думать кроется фундаментальная ошибка.
На собеседовании не решается вопрос жизни и смерти. Откажут здесь, в другом месте скажут «да». Здесь решается другое, и самым настоящим образом рискует человек, который принимает соискателя на работу. Вот кто у нас рискует так рискует! Именно в его случае решается вопрос потенциальных прибылей и убытков. Причем реальных, фактических.
Да, каждый руководитель заинтересован в специалистах, но очень боится навредить своей компании. Работодатель опасается, что примет на работу человека, который нанесёт урон его детищу.
Можно без преувеличения сказать, что он находится в состоянии обороны и внутреннего напряжения: пустить неправильного человека в свой бизнес – это, иногда, может быть и посерьезнее ошибка, чем в собственную квартиру.
Сам же человек, который в этот момент устраивается на работу, по сути, ничего не теряет. Ну, разве что иллюзию, что именно эта работа сделает его счастливым и успешным. В конце концов, будущее неизвестно, а любые прогнозы на будущее — это только фантазии.
Так что, первая и самая главная задача претендента на должность — избавиться от иллюзий и вывести потенциального работодателя из состояния стресса: понять, что ему нужно, и если это — то, что нужно работодателю, — человека устраивает, донести до него, что он — как раз то, что ему нужно.
Вы приносите на работу не тело (у него в фирме таких «тел» полным-полно) и даже не свою личность (какое дело работодателю до вашей личности?). Вы приносите будущему руководителю возможность заработать больше денег. Ну и, конечно, не скрываете от него собственного желания заработать. Ваши мотивы тоже должны быть понятны.
В общем, у вас с вашим потенциальным работодателем есть общий интерес — работа и деньги, которые она приносит. И если вы об этом — о главном — договоритесь, то обязательно сойдетесь.
О компании, в которую вы приходите, о работе, на которую вы устраиваетесь, нужно знать по максимуму еще до собеседования.
Мне всю жизнь приходится проводить собеседования – начиная с работы в психиатрической больнице, где я организовывал Городской психотерапевтический центр, заканчивая, на данный момент, Лабораторией нейронаук в Сбербанке. И хорошие сотрудники, надо признать, нужны всегда, и они всегда в дефиците.
Конечно, за эти годы у меня накопилось множество лайфхаков, позволяющих распознать перспективного сотрудника от ужаса, летящего на крыльях ночи. Но этот подход практически никогда не подводит: я расспрашиваю претендента о том, что он знает про деятельность компании, в которую он трудоустраивается, и обо мне лично, как её руководителе.
И когда, например, кандидат наук из большого московского университета даже не может назвать моей специальности, близко не представляет себе в каких областях я специализируюсь (вспоминая лишь телевизионную программу десятилетней давности), но при этом активно позиционирует себя, как хорошего сотрудника с широким спектром психологических знаний, мне, честное слово, забавно.
К чему это я? Если вы приходите на работу, вы приходите решать задачи работодателя. А для этого надо, мало-мальски, представлять себе в чём они состоят. Если это научные исследования – вы должны обладать навыками научных исследований, если коммерция — вы должны помочь ему заработать, если это госучреждение — то помочь ему выполнять те задачи, которые государством пред этим учреждением поставлены.
Короче говоря, идёте устраиваться на работу — поймите, куда и зачем вы приходите.
Наконец, любая компания, особенно большая и солидная, обладает своей, как её обычно называют, «корпоративной культурой», и если вы собрались в ней работать, вы должны быть уверены, что она вам органична.
Кому-то невозможно функционировать вне «творческого беспорядка», а кому-то от «творческого беспорядка» становится дурно. Не удивительно, что одним нравится петь гимны, а другим — исполнять соло с аккордеоном, но понятно, что это должно происходит в разных средах, в разных компаниях с разной «корпоративной культурой».
И это тот фактор, на который надо обращать внимание, устраиваясь в организацию. Кому-то интересен рост профессиональный, кому-то просто карьерный. Для потенциальных карьеристов хороши компании, условно говоря, с гимнами, но если вы хотите заявить миру о себе, то вам необходима компания, где начальник, условно говоря, ходит в джинсах.
(Фрагмент из книги «Не надо пофигизма. Универсальные правила»)