1. Проблема общества
В нынешнем обществе существует множество гуманитарных и социальных проблем. И все они напрямую связаны с проблемой мировоззрения человека. Проще говоря, человек не знает ответов на три главных вопроса. Кто он? Что такое жизнь? И какой смысл в его существовании? Эти вопросы мы рассматривали в предыдущих статьях: «ЗНАНИЕ ИСТИНЫ» и «ИСТИНА О ЧЕЛОВЕКЕ».
Незнание твёрдых и однозначных ответов на эти фундаментальные вопросы жизни, создаёт обширное поле для разного рода фантазий, спекуляций и демагогии философов и учёных материалистов.
Начиная с Аристотеля и заканчивая Джином Шарпом, все материальные подходы к пониманию человека и общества страдают противоречиями. Искусственные представления о социальной жизни, в конце концов, приводит к упадку, разрушению и краху общественных отношений по единственной причине, все эти ученые не знают и не учитывают, естественные, истинные особенности и потребности разных слоёв общества, которые описаны в ведической философии.
Чтобы построить общество, необходимо знать его естественное духовное и материальное устройство и учитывать характеристики всех сословий и социальных групп, которые находятся вне общества.
Капитализм, коммунизм, социализм, демократия, либерализм и другие «измы», это все заблуждения разума. Все они основаны на материализме, социальном эгоизме, выделении одной социальной группы или сословия, как доминирующей над остальными. Поэтому при материализме, всегда будет наблюдаться социальный перекос и господство одной социальной группы над другими.
Ложный, материалистический подход к пониманию общества всегда будет заканчиваться социальными протестами, революциями, насилием, потрясениями и гражданской войной.
Например, пролетариат, это общество в котором доминируют рабочие и крестьяне. Капитализм, это общество потребления, общество в котором диктат задаёт буржуазия. Диктатура, это общество, в котором процветать будут военные, полиция и силовые структуры. Все это проявления дисгармонии в обществе, основанной на групповом и социальном эгоизме.
Мировое сообщество постоянно переживает социальные потрясения. Ломается сложившийся уклад жизни, меняются жизненные ценности, сменяются представления о жизни. Все эти процессы сопровождаются притеснением и унижением жизненного достоинства одного сословия над другим.
Возникают вопросы:
- Существует ли, такая социальная система, которая могла бы учитывать потребности всех социальных слоёв?
- Существует ли общественная система, которая своевременно реагировала и устраняла негативные проявления маргинальных личностей?
- Существует ли система, которая устраняли причины образования в обществе преступных группировок и асоциальных течений, паразитирующих и разрушающих естественное устройство общества?
Ответим сразу же. Такая социальная система общества и государства существует. Она основана на духовно-нравственных принципах жизни и подробно описана в ведической философии.
2. Определение общества
Общество — это естественное разделение людей по психофизической природе на сословия, с целью совместного удовлетворении духовных и материальных потребностей.
Такое однозначное определение общества дает нам Ведическая философия.
Термин «общество», происходит от слова «общее». Каждый человек имеет шесть видов потребностей. Это потребности: телесные, эмоциональные, экономические, политические, интеллектуальные и духовные. Все люди, независимо от их национальности, социального положения, пола, возраста или профессии и т.д., нуждаются в удовлетворении этих, общих для всех потребностей.
Каждый человек обладает, присущей ему внутренней природой. Эта внутренняя природа, определяет его социальное положение и роль в обществе.
Есть люди, которые искусны в архитектуре, строительстве, музыке, их деятельность важна для всех. Есть люди, которых привлекает экономика. Они занимаются производством, коммерцией, их удел бизнес. В их услугах нуждаются все. Существуют люди, которых интересует политика и власть. Это полиция, силовые структуры, армия, государственное управление. Их общественное и государственное управление и безопасность, в их деятельности нуждаются все. Есть люди ученые, учителя, врачи и священники. Это их положение и предназначение в обществе. Они важны для людей в своей сфере и своими качествами, они естественно служат всем людям и обществу.
Так устроено, что один человек не может быть развитым в разных областях жизни. Жизнь естественно подталкивает нас к сотрудничеству и к взаимопомощи. Все мы нуждаемся друг в друге и это естественное положение в человеческом обществе.
Поэтому, сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка является главной причиной объединения людей в общество.
Однако, отсутствие знаний о естественном строении общества и пренебрежение естественными потребностями личности, создаёт всю ту социальную неразбериху и хаос, который мы наблюдаем во взаимоотношениях между людьми из разных социальных групп, в разных странах мира.
Возникают вопросы:
- Каково естественное строение общества, в котором все люди будут счастливы?
- Как устранить деформации общества, из-за которых все люди страдают?
3. Устройство общества
В Ведах подробно описывается божественное, естественное, природное строение общества. Такое строение общества называется дайва-варнашрама. Термин «дайва-варнашрама» состоит из трёх слов «дайва», «варна» и «ашрам». "Дайва" означает – божественная. "Варна" – означает профессиональное сословие. Ашрам – означает уровень духовного развития. На рисунке 1, изображена схема строения божественного общества.
Такое строение общества имеет естественный характер. Так же как мы наблюдаем естественное течение времени суток: утро, день, вечер и ночь, или смену времён года: весна, лето, осень и зима. Так и общество естественным образом разделено на четыре сословия. Это: брахманы, кшатрии, вайши и шудры.
Ведические писания описывают строение общества, сравнивая его с организмом тела человеческого, в котором брахманы, это голова общества. Кшатрии, это руки общества. Вайши, это туловище общества. А шудры — это его ноги. Организм человека считается здоровым, когда все его органы здоровы и слаженно выполняют своё предназначение и обязанности.
Не следует думать, что это какая-то, чисто индийская традиция, деления общества на касты. Люди этих сословий существуют в любом обществе, каким бы названием и социальным строем оно себя не определяло. Эти сословия существуют при диктатуре и демократии, капитализме, коммунизме и социализме, в либеральном и консервативном обществе. Потому что это естественное, божественное строение общества.
चातुर्वर्ण्यं मया सृष्टं गुणकर्मविभागशः ।
तस्य कर्तारमपि मां विद्ध्यकर्तारमव्ययम् ॥ १३ ॥
ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣
тасйа карта̄рам апи ма̄м̇ виддхй акарта̄рам авйайам
«В соответствии с тремя качествами природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Однако, как создатель этой системы, Сам Я, будучи неизменным, непричастен к какой-либо деятельности». [Гитопанишад 4.13]
3.1. Брахманы – в теперешней интерпретации, это сословие интеллигенции. К нему относятся люди интеллектуального класса. Это учителя, священники, врачи, люди занимающиеся наукой.
3.2. Кшатрии - это класс руководителей, менеджеров, полиции, МЧС, силовых структур и армии. Это люди, которые устанавливают порядок в обществе, следят за его внутренней и внешней безопасностью.
3.3. Вайши — это люди, которых интересует экономика. Они занимаются разного рода производством и коммерцией. Их современное название — бизнесмены. Они строят дома, занимаются сельским хозяйством, перевозкой грузов и торговлей. В целом, решают экономические задачи.
3.4. Шудры — это сословие рабочих и служащих. К ним относятся инженеры, станочники, водители и люди многих рабочих профессий. К высшему слою шудр, принадлежат артисты, художники, музыканты, люди искусства.
3.5. Садху. Существуют ещё две социальные группы, которые не входят в общественную структуру. Это группа садху, святых людей полностью посвятивших себя духовному поиску и подвижничеству. Садху, сами добровольно покидают общество, потому что не нуждаются в его услугах, посвящая все своё время духовному развитию,
3.6. Чандалы – люди преступники, паразитирующих на обществе. Чандалы пытаются проникнуть в общество для удовлетворения своих преступных желаний и планов, не обременяя себя какими либо обязанностями в обществе.
4. Характеристика общества
Исходя из строения общества, можно сделать вывод, что все обязанности в обществе распределяются по естественным, психическим и физическим характеристикам людей.
4.1. Брахманы – интеллектуальный, высший класс людей в обществе. Их обязанности: учить, лечить, воспитывать, заниматься наукой. Отличительными характеристиками брахманов являются: терпение, аскетичность, снисходительность и умение прощать. Это люди высшей культуры и все общество нуждается в их услугах. Брахманы живут только за добровольные пожертвования. Они не имеют права устанавливать цены за свои услуги. Таким образом богатство брахмана или его бедность, подтверждает уровень его квалификации как священника, врача или учителя. Брахманы, единственный класс, который не облагается налогами. Будучи по природе аскетичными, все излишки от пожертвований они естественно расходуют на благотворительность, строя и обустраивая школы, больницы и храмы. Жизненными ценностями брахманов являются: знание, мудрость, и внутренне счастье. Поэтому они всю жизнь учатся и повышают свою духовную и интеллектуальную квалификацию.
4.2. Кшатрии — руководители, политики и военные. Этот класс людей занятый, управлением и безопасностью государства в разных его сферах. Их обязанность искоренение преступности и справедливое распределение всех благ в обществе. Они устанавливают законы и следят за исполнением. Кшатрии существуют за счет налогов, штрафов, таможенных пошлин, судебных издержек и прочих. Они стремятся к власти и росту по карьерной лестнице, это для них естественное стремление. Их отличительные качества, это: честность, неподкупность, храбрость, смелость и героизм. Это люди чести. Слово кшатрия, это закон. Они носители справедливости и их авторитет в обществе зависит только от этого качества. Это люди лидеры, за героические подвиги на благо народа их почитают в обществе. Их прославляют, ставят памятники, помнят о них и приводят в пример их поведение. Хотя кшатрии и заняты управлением и безопасностью общества, они должны уважать брахманов и садху, святых людей во всем следовать их советам и рекомендациям.
4.3. Вайши — промышленники, купцы, коммерсанты. Этот класс людей занятых экономическим развитием. Они хотят богатеть и из всего извлекают прибыть. Они строят здания, мосты, дороги. Занимаются сельским хозяйством, строят фабрики и заводы, выпускают товары народного потребления. Их бизнес может быть маленьким или большим, это зависит от их профессиональной квалификации. Вайши, занимаясь своей деятельностью должны уважать брахманов, кшатриев и садху и придерживаться их наставлениям.
4.4. Шудры - это люди четверного сословия. Их обязанностью является служение трём высшим классам общества: брахманам, кшатриям и вайшам. Они приходят к ним, просят у них занятость и получают за ее выполнение заработную плату. Качествами шудр является добросовестность и искренность. Они обязаны честно выполнять свои обязанности в служении высшим сословиям.
Такие качества как: правдивость, милосердие, аскетичность, прямодушие, удовлетворённость своим положением. Умение отличать доброе от дурного. Серьезность, изучение ведических священных писаний под руководством учителя относится ко всем сословиям божественного общества.
Человек, не должен заниматься деятельностью присущей более высокому сословию, придерживаясь обязанностей своей варны. Однако он может заниматься деятельностью более низкого сословия, если не квалифицирован выполнять свои обязанности, согласно своей варны. Исключением из этого правила являются кшатрии. В ведических писаниях сказано, что кшатрию лучше погибнуть в бою, честно исполняя свой долг перед обществом, чем заниматься деятельностью не присущей его сословию. Таким образом проявляя качества смелости, самопожертвования и героизма, душа кшатрия будет возвышена до райских планет или возвратится в духовный мир.
यस्य यल्लक्षणं प्रोक्तं पुंसो वर्णाभिव्यञ्जकम् ।
यदन्यत्रापि दृश्येत तत्तेनैव विनिर्दिशेत् ॥ ७.११.३५ ॥
йасйа йал лакшан̣ам̇ проктам̇ пум̇со варн̣а̄бхивйан̃джакам
йад анйатра̄пи др̣ш́йета тат тенаива винирдиш́ет
«Положение человека в обществе, следует определять по природным качествам брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры. Даже если он родился в другом сословии». [Бхагавата пурана, 7.11.35]
Из этого следует, что человека проявляющего качества брахмана, следует считать брахманом, даже если он родился в семье шудр или даже чандалов. В тоже время, брахман и кшатрий совершающие дурные поступки, не соответствующие духу сословия, имеющие качества чандала преступника следует считать чандалами и изгнать из сословия.
Ещё одним мерилом квалификации и принадлежности к тому или иному сословию является способность поддерживать свои потребности, потребности своей семьи и своего положения в обществе и быть удовлетворённым. Для брахманов, это достаток в пожертвованиях, для кшатриев это достаток в налогах, таможенных сборах и штрафах, но не более 6%. Для вайшев, это умение жить и развиваться за счёт прибыли. Для шудр, это быть удовлетворённым своей заработной платой.
По своему духовному и социальному статусу люди в обществе разделяются на четыре ашрама или духовных уклада жизни. Это уровни брахмачарьи, грихастхи, ванапрастхи и саньяси.
4.5. Брахмачарьи — это ашрам учеников. В среднем до 25 лет человек изучает духовные основы своей жизни. У этого статуса жизни есть свои права и обязанности. Представители этого уклада поддерживаются обществом и их обязанностью является целибат и служение учителю.
4.6. Грихастхи — это ашрам домохозяев. От 25 лет и до 50, человек обязан жить семейной жизнью, родить и воспитать благочестивых детей и заниматься своей деятельностью в своем сословии,.
4.7. Ванапрастхи — это ашрам людей, которые становятся наставниками для членов своей семьи, фамилии, династии или рода. Они передают им свои обязанности и помогают им устроить свою жизнь при помощи своего практического опыта. Это люди, которые постепенно отрекаются от мирских обязанностей, и переходят к выполнению духовных обязанностей. Этот период жизни с 50 до 75 лет.
4.8. Саньяси — это ашрам людей, все своё время посвятивших личному и общественному духовному росту. Саньяси ведут отрешенный, аскетичный образ жизни в храмах и монастырях, занимаются духовной, проповеднической деятельностью и готовятся к более высокому этапу духовного перевоплощения.
4.9. Кроме этого люди разделены по полу на женский и мужской род. Принадлежность к полу налагает на человека свои обязанности. В целом, отношение мужчины к женщине ведические писания описывают так. Мужчина должен относиться к любой женщине, как к своей матери. Девочки, женщины и бабушки для него — все матери. Мужчины во всём должны оберегать женщин и служить им удовлетворяя их естественные потребности как к детям. Мужчина, который не может удовлетворить потребности женщины, не имеет права жениться. В то же время, мужчина который может во всех потребностях удовлетворять нескольких женщин может иметь нескольких жён. Изнасилование женщины, по законам Вед, карается смертной казнью.
4.10. Признаком божественного общества является, то что это не утопия. Это строение подразумевает, что жизни всегда будут мошенники и преступники, люди паразитирующие на обществе. Этот класс людей находится вне общества и обязанность общества и государства ограничить их преступную, эгоистическую, разрушающую общество деятельность.
Преступники под разным видом проникают в общество. Они принимают образ философов, учёных, священников и врачей. В результате появляется платная медицина и образование, которые скорее разрушают тело и разум человека, чем лечат и дают практическое, безошибочное знание жизни. Они надевают маски политиков, чиновников, юристов и полицейских. В результате появляется коррупция и оборотни в погонах. Они проникают в экономику, в результате появляются финансовые пирамиды, отравленные ГМО и опасными удобрениями продукты питания, банковская система, которая соблазняет людей кредитами и вгоняет их в финансовое рабство. Преступники проникают в искусство и культуру. Появляются развращающие человека «произведения».
4.11. И конечно же, среди людей должны быть садху, люди достигшие высшего уровня духовной квалификации. Это духовные наставники, пророки и исцелители. Мудрые, бескорыстные и аскетичные, они являются носителями высшей духовно-нравственной культуры. Все люди в обществе должны о них знать и пытаться получить от них наставления. Таких людей немного, ведические писания говорят: «манушйа̄н̣а̄м̇ сахасрешу» - из многих тысяч один. Просветленные, видящие божественную истину, они являются истинным богатством всего общества. Они самодостаточны и не нуждаются в обществе, но общество нуждается в них.
5. Предназначение общества
Социальное устройство жизни устроено так, что люди наделённые разными качествами, вынуждены вступать в отношения и помогать друг другу прогрессировать в деятельности духовной и материальной деятельности. Взаимоотношения в обществе приносят людям как счастье, так и страдания. Основывая свою жизнь на принципах всеобщего, духовно-нравственного благополучия они излечиваются от гордости, самолюбия и социального эгоизма. При этом их материальные и духовные потребности, в результате их совместной деятельности будут удовлетворены.
В целом можно сказать, что в ведическом, духовно-нравственном обществе гармонично сочетаются признаки капитализма, социализма, демократии и тоталитаризма, в их положительных проявлениях: экономического изобилия, социальной справедливости, духовного равноправия и строгого соблюдения законности.
Это система, которая даёт возможность людям из разных сословий в полной мере проявить свои естественные, психофизические качества, не нарушая прав, свободы и потребностей других. Это естественное социальное строение общества и людям следует восстановить ее, и насколько это возможно, пытаться следовать этой системе. Только в этом случае все человеческое общество добьётся успеха в своей духовной и материальной эволюции.
Если Вам понравился материал этой статьи, поставьте, пожалуйста, Лайк и подпишитесь на мой канал. Ваше одобрение, будет сигналом для меня, для написания новых статей.
Ведическая философия дает нам обширные и важные, знания о человеке, природе, жизни, обществе, государстве, любви, культуре, мире и о многом другом. Вы также можете задавать вопросы и предлагать рассмотреть интересующую вас тему. Оставить свои замечания, предложения, указать на ошибки. Буду признателен Вам, спасибо за внимание.