Приезжай ко мне на БАМ! Здесь хранится множество бамовских историй, которые стали частью нашей общей памяти.
Эпоха великой стройки
В 70-80-х годах на этой легендарной стройке века работала половина страны. Люди приезжали сюда не только ради романтики, но и чтобы серьезно заработать — накопить на кооперативную квартиру, приобрести первую машину. В те годы при трудоустройстве ставили на целевое обеспечение, и за два-три года действительно можно было скопить на «Жигули». Снабжение, особенно в начале строительства, было отличным, заработки — высокими. Правда, с жильем возникали сложности: самострой в виде балков оставался даже в 90-е. Но сегодня я хочу рассказать не об этом.
Мой путь на БАМе
В строительстве самой магистрали я непосредственного участия не принимал — работал в леспромхозе. Однако хорошо помню, как тогда жили люди и какие между ними складывались отношения.
Ночное приключение в тайге
Однажды по работе мне пришлось отправиться на ЗИЛе в Уркиму — поселок местных жителей, затерянный в глуши. Кроме охотников и золотодобытчиков там практически никого не было. От бамовской трассы до него — около 15 километров по лесной дороге. И вот случилось непредвиденное: моя машина окончательно сломалась, а до дома добраться было не на чем. Был выходной, и транспорта из Уркимы не ходило. Решил пешком дойти до трассы — авось поймаю попутку. Под вечер собрался и пошел. То ли январь был, то ли февраль — уже не вспомню. Зимы там, конечно, суровые, морозы порой за -50°C, но в тот день было относительно тепло, да и пока идешь быстро — не мерзнешь. Воздух сухой, ветра почти нет, тишина. Идешь себе и любуешься дикой природой. К трассе добрался уже затемно. Устал изрядно — еще 40 километров до дома я бы точно не осилил. Тогда БАМовская трасса была гравийной (сейчас, может, и асфальт положили). Простоял я прилично. Мимо проехало несколько редких «Магирусов», но никто не остановился. И понятно: стоит ночью на трассе мужик, вышедший из леса, голосует... Но вот удача — показался УАЗ-469. Я помахал рукой. Машина остановилась. Стал объяснять, куда мне нужно, но водитель даже слушать не стал — просто кивнул на сиденье. Он ехал в Тынду, и его путь пролегал мимо нашего поселка Хорогочи. До Тынды ему оставалось около 120 километров, но из-за гравийной и местами разбитой дороги ехать предстояло еще часа три. Когда мы доехали до Хорогочи, водитель, видя, что я устал после своего «марафона», подвез меня прямо к дому — к самой «парадной». Естественно, я был невероятно благодарен и пригласил его в дом. Супруга быстро приготовила ужин. Мы вместе поели, тепло пообщались, после чего он отправился дальше — в ночную Тынду.
п.Хорогочи. река Ларба. Проводы русской зимы.
Урок на всю жизнь
Что я хотел сказать этой историей? На первый взгляд — ситуация бытовая, обычная. Ну подвез водитель попутчика, что тут особенного? Но когда ты уже порядком подмерз и оказался один в ночной тайге, такое отношение кажется настоящим чудом. Хотя с тех пор прошло уже больше 40 лет, я навсегда запомнил того водителя. Добрые поступки людей остаются в памяти надолго, если не на всю жизнь. Будьте добрее друг к другу! Не все в этой жизни измеряется деньгами. Есть вещи и поважнее.